Ну почему чиновники не общаются по-фински?
Возможно, тогда качество российского образования было бы столь же высоким, а отношение к ученику — осторожным и человеческим...
Страны — участницы международной программы «Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии» провели стандартизированную оценку подготовки подростка 15 лет. Тридцать две страны участвовали в программе. Исследование проводилось по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. Финляндия оказалась впереди по основным показателям. И 26 мая состоялся семинар «Финская система образования. История успеха»*.
Странное дело, помимо гордости за финнов не покидало меня, учительницу, чувство обиды и боли. Потому что многое, о чем говорили финны, так или иначе существовало в нашей школе в периоды подъема педагогической инициативы (60-е годы, конец 80-х — начало 90-х годов). Начнем с главного. Взаимодействие властных структур (начиная с правительства и кончая муниципалитетами) со школой, учителем и родителем.
Доверие и помощь — вот два понятия, которые определяют эти отношения. То, что нам и не снилось.
Спрашиваю, какова судьба сельских школ в Финляндии, имея в виду, что ликвидация сельских школ у нас идет повсеместно.
Докладчик — госпожа Ирмели Халинен не сразу понимает, о чем ее спрашивают.
— Сельские школы — предмет особых забот государства.
Я опять о ликвидации школ.
— Это вопрос, который не может быть решен без родителей и муниципалитета.
У нас тоже есть закон, согласно которому сельский сход решает, быть школе или нет. Но кто считается с решением схода?
Алексеевская средняя школа (Рязанская область) приказом № 185 от 12.08.2008 (две недели до начала учебного года) была ликвидирована. Произошла, говоря языком приказа, реорганизация (?) школы в форме присоединения (?) к Волчковской СШ. Местный совет депутатов куда только ни писал. Взволновались родители. В нашу редакцию от них пришло письмо «Помогите отстоять права детей». Наконец от управляющего делами районной администрации (М. Юрочко) пришел, как говорят родители, издевательский ответ:
«Муниципальное образование признает за вами Ваши законодательные амбиции и дабы не попасть в немилость отвечает раньше предписанного срока…»
Это к вопросу о доверии и помощи.
«…Предупредить всех работников школы, что через два месяца, а именно 13 октября, с ними будут разорваны все трудовые договоры», — вещает начальник управления образования района В. Щепелев. Так у нас разговаривают с учителем, родителем. По письму собралась в дорогу. Звонок. «Не приезжайте, люди боятся, что будет еще хуже». А вот как власть реагирует на возмущение родителей в Мучкапском районе Тамбовской области: «…Вы сейчас побрешете и разойдетесь, а мы погрузим ваших детей и вывезем куда нам надо» (из письма родителей).
Я не унимаюсь, продолжаю спрашивать Халинен: «Каково должно быть число учеников в сельской школе, чтобы оно стало основанием для ее закрытия?»
— Количество учащихся не может быть основанием для закрытия школы.
Болезни ребенка, физические недостатки — тоже не основание для исключения ребенка из школы. Учебники, горячее питание, дорога до школы бесплатны. Репетиторство запрещено. Когда директора финской школы спрашивают о поборах с родителей, он, с трудом поняв, о чем идет речь, восклицает: «Ни одного евро!»
Образование — приоритет из всех приоритетов Финляндии. Издавна финны гордились лесами, затем спортсменами. Наконец, наступило время для гордости фирмой NOKIA. Но однажды финны поняли, что настоящим национальным богатством является образование. Это оно прокладывает пути к будущему страны.
Был задан вопрос, в какую возрастную группу вкладываются наибольшие деньги.
Ответ — в подростковую.
Пустыней называл Лев Толстой период отрочества. Пребывающий в ней ребенок нуждается в мудром проводнике. Как здорово, что финны это поняли на государственном уровне.
Доступность образования — сердцевина образовательной политики. Она и определяет равноправие маленьких граждан. Дело в том, что доступность предполагает, что каждый финн, где бы он ни жил, имеет право на качественное образование. Финны добились, чтобы больших перепадов в уровне образования, которое обеспечивает основная школа (девятилетка), не было. И это не усреднение, не унификация. Финн получает образование «рядом с домом» и уверен, что это качественное образование. Относительно высокий качественный уровень образования обеспечивается подготовкой учителя. Спрашиваем, из какого бюджета формируется зарплата учителя?
— Местного.
— А если денег в местном бюджете нет, как у нас?
— Определен тот минимум учительской зарплаты, ниже которого зарплата не может быть.
— Каков этот минимум?
— Три тысячи евро.
Цифра в голове не укладывается — переспрашиваем.
Один из факторов успеха можно определить как психологический климат треугольника: ученик—родитель—учитель.
Дискуссия возникла по поводу безотметочного обучения. Когда госпожа Халинен сказала об открытых обсуждениях результатов обучения в кругу ребенок—родитель—учитель, я аж ахнула. Все это я видела и слышала ровно полвека назад. Почти полвека назад грузинский психолог и педагог Шалва Амонашвили экспериментально доказал, что отсутствие отметки не отменяет оценочной деятельности учителя. Больше того, оценка дается на предметно-содержательном уровне. А это приводит к тому, что ученик становится субъектом обучения. Развивается способность ученика к рефлексии.
Но самое удивительное было в том, что госпожа Халинен сказала: школа сама может определить, отменить или ввести отметки.
Что может сегодня наша школа?
Естественно, мне, учительнице русского языка, и литературы, больше всего хотелось знать, какие процессы образования обеспечили высокую грамотность финских учащихся. Найдена новая технология, методика?
Оказалось, что это результат не одного фактора, а нескольких: прежде всего культура организации всего учебного процесса, уважительное отношение в обществе к интеллектуальным достижениям граждан, уважение к профессии учителя, работа школьных и муниципальных библиотек.
Известный писатель Светлана Алексиевич рассказывала мне на днях об организации библиотечного дела в этой стране. Возможно, Финляндия — единственная страна, где рейтинг писателя определяется частотой читательского требования книги.
Читающий ребенок имеет больше шансов стать грамотным, чем нечитающий. Надо говорить о сокращении часов на литературу в наших школах?
Надо говорить о состоянии библиотек в наших школах? Во многих сельских школах ставка библиотекаря сокращена, как сокращаются ставки психологов, социальных работников. Эти процессы вызваны подушевой оплатой работы учителя в ряде регионов. Что такое подушевая оплата, финны так и не поняли.
Но, пожалуй, самое сильное впечатление произвела та часть выступления Ирмели Халинен, в которой говорилось об ответственности всей системы образования за жизненную судьбу ученика. Система образования должна быть гибкой, с точки зрения ученика. Подчеркнем, не ученик подстраивается под систему, а система — под ученика.
А теперь — внимание! — слова Ирмели Халинен, чиновника высокого ранга: система должна быть гибкой настолько, чтобы ребенок избежал жизненных тупиков, чтобы перед ним была всегда дорога вперед и по пути своей профессии, и по пути собственного совершенства.
Придите в девятый класс любой сельской школы. Спросите учеников об их перспективах. Не дай вам, Господи, увидеть глаза ребенка, когда он слышит вопрос о будущем.
Представить себе подобную лексику у нашего чиновника невозможно, поскольку наш чиновник — мастер по созданию именно тупиков. Светлана Алексиевич: «У меня сложилось такое впечатление, что, если ты пришел к финскому чиновнику с предложением, которое в рамках закона, он считает своим долгом пойти тебе навстречу».
Как знать, может, финские чиновники — тоже один из факторов успеха финского образования.
*Семинар прошел при участии посла Матти Антонен и советника по культуре Черстин Кронвалл в рамках финско-российского фестиваля «Учимся для будущего».