Архитектор, создавший памятник героям-чекистам, через год оказался в Гулаге
В Волгограде живет человек, который после Великой Отечественной войны построил памятник чекистам. А потом те, кому он посвятил свое творение, отправили его в Гулаг.
Феофилакт Коимшиди несмотря на свои почти 90 лет, последнее время часто бывает у памятника чекистам - защитникам Сталинграда. Это единственное его творение, как скульптора, увидевшее свет. И как автор Феофилакт Мильтадович переживает, что оно может рухнуть. Строители подземного трамвая вырыли огромный котлован рядом с фундаментом памятника. В 47-м году проект Коимшиди - молодого скульптора, присланного на восстановление Сталинграда, руководители местного МГБ предпочли работам именитых мастеров.
Феофилакт Коимшиди: "Они говорили, что это первый в Союзе такой памятник чекистам, что он им бесспорно понравился".
А ровно через год те, кто так восхищался его работой, зачитали ему постановление об аресте.
Феофилакт Коимшиди: "Когда мне объявили, что меня осудили на 20 лет каторжных работ, ушам не поверил".
О том, из каких нелепых фактов было сфабриковано дело, Феофилакт Мильтиадович узнал спустя много лет. Из архивов ему передали копии всех материалов. Но тогда впереди были 5 лет 3 месяца и 5 дней в одном из лагерей Воркуты. Уже оттуда Коимшиди писал жалобы. Он надеялся, что кто-то справедливый во всем разберется, и его выпустят на волю. В разрушенном Сталинграде остались жена и двое маленьких сыновей. За полярным кругом он рисовал их портреты и продолжал работать над скульптурными проектами. В воркутинском ГУЛАГе появились эскизы памятников в честь освоения севера, в честь годовщины воссоединения России и Украины и другие. Товарищи по несчастью часто шутили, что комиссии, рассматривавшие присылаемые проекты, наверное, не знали, что делать с работами зэка. Но Коимшиди творчество в прямом смысле помогло выжить.
Феофилакт Коимшиди: "Меня, между прочим, и воры в законе уважали. Когда они слышали, что я окончил Академию художеств. Как?! Академию?!" Но кроме воров и бандитов в лагере было немало интеллигентных и талантливых людей. Их, как и Феофилакта Мильтиадовича, тоже реабилитировали в 53-м. Многих - посмертно.
Феофилакт Коимшиди: "Вокруг меня, можно сказать, собирался такой коллектив, который изменил ауру, что ли вокруг. Я рисовал, а в это время кто-то читал Чехова..."
Лагеря навсегда поставили крест на его карьере скульптора. После он работал в проектных институтах, но это была по его словам, совсем не творческая работа. Когда он пытался участвовать в конкурсах - ему не отказывали, но давали понять, что проект бывшего заключенного победить не может.
Феофилкт Коимшиди: "До сих пор, по-моему, находятся люди, которые считают, что "дыма без огня не бывает", что-то, наверное, совершил, раз ему дали такой срок".
Но этого ему никогда не скажут люди, вместе с которыми он пришел сегодня на место, где когда-нибудь будет памятник жертвам незаконных репрессий. Может быть, это даже будет памятник, сделанный по уже существующему проекту Феофилакта Коимшиди.