Наукоёмкая экономика на грани катастрофы
Росту промышленности в условиях кризиса мешают недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке, неопределённость экономической обстановки, недостаток финансовых средств и высокий процент коммерческих кредитов, считает заместитель директора Фонда «Центр развития» Валерий Миронов.
Промышленный спад в России начался синхронно с другими странами — в октябре прошлого года, хотя поначалу и был скрыт от статистики, зафиксировавшей в том месяце положительные темпы роста (0,6 процента) в связи с пополнением товарных запасов. В январе 2009 года выпуск продукции увеличился всего по нескольким товарным позициям (мясо, мука, крупы, дешёвая одежда, пассажирские вагоны и вагоны метро, турбины и генераторы).
До кризиса основными ограничителями роста промышленности предприниматели считали конкурирующий импорт и неэффективную систему налогообложения. Теперь же, судя по последним опросам, её рост сдерживают недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке, неопределённость экономической обстановки, недостаток финансовых средств и высокий процент коммерческих кредитов.
С учётом того, что наукоёмкие технологии в значительной мере востребованы тогда, когда происходит обновление основного производства, именно они в первую очередь находятся сейчас под ударом.
Какова нынешняя статистика инвестиций в российскую экономику?
— В октябре темп роста инвестиций составлял семь процентов, в ноябре он упал до 3,9 процентов, а в декабре снизился на 2,3 процента. В январе снижение инвестиционной активности приняло характер обвала — инвестиции сократились на 15,5 процентов. На динамике наукоёмких и инновационных секторов экономики и промышленности это сказывается крайне негативно.
Надеяться на быстрое прекращение промышленной рецессии, видимо, не стоит?
— Увы. Судите сами: заблокированные кредитные рынки, относительно небольшие темпы падения реального эффективного курса рубля, необходимость определённого времени для вытеснения всё дорожающего импорта на фоне повышения импортных пошлин на ряд товаров — всё это не будет способствовать возрождению реального сектора экономики. Если исходить из того, что стабилизация валютного рынка в феврале несколько оживит кредитную потребительскую активность, и темпы промышленного производства примерно на пять месяцев вернутся к уровню минус 10 процентов в годовом выражении, а в четвёртом квартале, как предполагается, мы выйдем на нулевой прирост в годовом выражении, то за 2009 год промышленный выпуск сократится примерно на семь процентов, что означает потерю трёх процентов ВВП.
Перспективы инвестиционной динамики и, соответственно, инновационной активности, в 2009 году определяются необходимостью значительных затрат на погашение предприятиями реального сектора внешней задолженности. С учётом сумм, привлечённых в августе 2008 года до начала второй волны финансового кризиса, выплаты частного сектора в этом году могут составить около 120 миллиардов долларов. При сохранении ступора на кредитном рынке единственным источником выплат становятся собственные средства. Однако неизбежные выплаты по внешним долгам сократят в 2009 году источники самофинансирования инвестиций — за счёт чистой прибыли — примерно на 100 процентов (то есть почти вся прибыль может уйти на погашение займов, если не будет рассрочки платежей).
Как государство может поддержать инвестиционную активность предприятий?
— Надо понимать, что падение инвестиций будет сильным, и составит не менее 15-20 процентов за 2009 год. Поэтому государству важно создавать привлекательные условия для вложений в российскую экономику со стороны иностранных инвесторов, что облегчит её развитие после окончания мирового экономического спада. Первоочередные направления инвестирования — это проекты по развитию инфраструктуры в обжитых районах страны, поддержание активности в строительном секторе, развитие коммуникационных инновационных сетей.