Россия, габонская наша держава...
Правозащитная организация Freedom House резко понизила «рейтинг свободы» в России. В ежегодном отчете наша страна поставлена на одну ступень с Анголой, Габоном и Пакистаном по уровню политических свобод. Россия также впервые получила минимально возможный балл за уровень гражданских свобод.
В среду вечером Freedom House (FH) обнародовала данные своего ежегодного отчета о состоянии свобод в мире. Одной из главных сенсаций стало стремительное падение России в рейтинге по сравнению с прошлым годом. В 2005-м наша страна стояла на пятом уровне гражданских свобод по семибалльной шкале FH (единицей в рейтинге считаются самые демократические страны, семеркой – в наибольшей степени отстоящие от демократического пути).
В исследовании 2006 года Россию поместили на низший, седьмой уровень по показателям гражданских свобод, где Россия оказалась вместе с КНДР и Узбекистаном.
По уровню политических свобод Россию отнесли к предпоследней, шестой категории. То есть демократия, по мнению FH, развита у нас примерно в той же степени, как на Кубе, в Ливии и Северной Корее, также получивших «шестерку» в этой графе рейтинга.
FH отмечает тенденцию общей деградации демократических ценностей в России.
Ухудшение фиксируется по ряду моментов, маркирующих демократическое направление страны. Менее свободным, по сравнению с прошлым годом, стал избирательный процесс, приостановились процессы создания гражданского общества, усилилась коррупция, отмечает FH. В комментариях к рейтингу FH отмечает, что Кремль насаждает бюрократию и выводит на политическую авансцену свой «придаток» – «Единую Россию».
В докладе также сказано, что в России продолжается «маргинализация независимых СМИ», отмечаются ограничения деятельности оппозиционных партий и давление на некоммерческие организации. Как отмечает FH, программные сетки трех главных телеканалов России (упоминаются Первый канал, «Россия» и НТВ, которые, по мнению FH, являются источником информации для 79% россиян) варьируются стилистически, но все три ресурса контролируются государством. «Еженедельно проходят встречи между руководителями телеканалов и чиновниками из президентской администрации. Цель – обозначить форму подачи новостных материалов», – отмечает FH. Контроль Кремля за освещением ситуации в Чечне в особенности жесткий. FH со ссылкой на «Газету.Ru» упоминает в этой связи рекомендацию, которую получили некоторое время назад от кремлевских чиновников электронные СМИ. Представители администрации рекомендовали, в частности, заменять выражения «чеченский терроризм» на «международный терроризм», а слово «джамаат» на «террористические организации или группировки», – отмечает FH.
В комментариях указывается также на рост в России ксенофобии, в особенности направленной на выходцев из Грузии, и национализма. Особо сказано и о росте числа нападений на журналистов, в частности – о нераскрытом убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.
Что касается роста коррупции (рост с 5.75 до 6 пунктов по сравнению с 2005 г.), FH считает, что здесь главной проблемой является перераспределение ресурсов правительственными и связанными с правительством структурами, в то время как возможность прессы и независимых организаций влиять на этот процесс резко ограничивается. Эта тенденция, подчеркивает FH, особенно хорошо просматривается в энергетическом секторе, где российское правительство обеспечило себе газовую монополию через «Газпром» и поставило 30% нефтяного бизнеса под прямой госконтроль. Все это создает множество возможностей для коррупции, считают авторы отчета.
В итоговой части российского раздела FH напоминает, что Россия до последнего времени председательствовала в «восьмерке», по выражению FH, «эксклюзивном клубе развитых демократий». Тем не менее, отдаление политики Кремля от демократических ценностей ставит под сомнение оправданность пребывания России в этом элитном клубе, считают правозащитники. «Авторитарный режим в России, предупреждают правозащитники, может стать примером для других государств постсоветского пространства», – сказано в докладе FH. Примечательно, что в деградации демократии в России FH винит в том числе и высокие цены на нефть. «Высокие цены на нефть не способствуют проведению Россией важных системных реформ», – заключают правозащитники.