Трое на катамаране
Приключенческие экспедиции, экстрим-туры, исследования и путешествия — любимые занятия членов иркутского клуба приключений «Чемберлен», признающих в этой жизни только активность и отдающих предпочтение таким видам спорта, как альпинизм, сноуборд, горный туризм, спелеология, сёрфинг, дайвинг, прыжки с парашютом.
А не так давно трое «чембов»: Олеся Ильина, Анатолий Казакевич и Даниил Голубев вернулись из экспедиции на парусном надувном катамаране по Японскому морю.
Японское море, как известно, отличается от других своими суровыми погодными условиями: тайфуны и штормы здесь случаются по несколько раз в месяц. Если прибавить к этому ещё и очень сложный обрывистый и скалистый берег с практически отсутствующими закрытыми бухтами, пригодными для стоянки, то плавание по нему на катамаране размером 7 на 3 метра вряд ли можно считать развлекательной прогулкой. Как рассказал старпом экспедиции Анатолий Казакевич, по оценкам Туристско-Спортивного клуба России, поход имел шестую — максимальную — категорию сложности, и был только вторым успешным походом по маршруту Владивосток — Советская Гавань (первый был совершён в 2003 году командой москвичей на тримаране).
Это обстоятельство и так экстремальной морской экспедиции добавляло ещё одну сложность — недостаток информации о пути следования.
— Есть лоция (пособие для судовождения. — Ред.) аж 1977 года, и то только на две трети этого маршрута, — пояснил Анатолий, — но с того времени очень многое поменялось и в климате, и в морских течениях, так что в реальности всё было совершенно иначе, чем описано в лоции. Ветра, например, там были описаны в августе южные, а сейчас дуют северные. В итоге у нас всё время был встречный ветер.
От постоянных ветров, влаги и холода (на палубе катамарана была пришита только одна одноместная водонепроницаемая палатка) путешественников спасали специальные костюмы: непродуваемые и непромокаемые. В них, если верить Анатолию, можно было спать на палубе, даже если её заливало волной.
К счастью, во встретившийся им тайфун «чембы» не попали, успели спрятаться, но без приключений и поломок плавание, конечно же, не обошлось. Причём зачастую они случались ночью. Например, в одну из ночей проходили ребята мыс с символичным названием Аварийный — в 1947 году там во время шторма разбился о скалы военный корабль, в честь чего он и получил своё название. С тех пор, говорят, там регулярно аварии случаются, вот и катамаран не минула чаша сия.
— Был полный штиль и течение в обратную сторону километров около 2–3 в час, в общем, сносило прилично, — вспоминает старпом. — Начали заводить двигатель, практически сразу же отломился «транец» (на нём размещён двигатель), и мотор чуть не порвал баллон. От берега было далековато, так что выгребали мы долго, а потом ещё сутки мотор ремонтировали.
В другую ночь у путешественников приключилось «свидание вслепую» с большим кораблём, который подошёл к катамарану в полной темноте, приняв его за браконьерскую лодку. Вообще, отмечает Анатолий, дальневосточные моряки и пограничники встречали их судно с большим удивлением, и иногда даже называли надувным матрасом!
Успешно завершив парусный поход по Японскому морю, члены клуба приключений «Чемберлен» уже строят глобальный план на будущее: долгосрочную — года на три — кругосветку с заходом в различные интересные места, где можно какое-то время посвятить другим экстремальным занятиям. Например, скалолазанию в Таиланде, где отличные горы. Или виндсёрфингу на о. Маврикий, где отличный ветер.
Общая протяженность маршрута Владивосток — Советская Гавань по Японскому морю составила 1100 км. Общая продолжительность похода — 25 дней, из них 14 — ходовых.