Интервью с Басаевым: комментарий юриста
Событием недели №1 в информационной сфере следует признать, на наш взгляд, активную общественную дискуссию, развернувшуюся вокруг интервью террориста Шамиля Басаева, которое было показано в США, а затем его фрагменты многократно ретранслировались практически на всех российских телеканалах.
Спектр оценок этого факта оказался очень широким. Нередко допускались очевидная путаница в моральных и юридических понятиях, и даже высокопоставленные чиновники наговорили немало явных нелепостей, продемонстрировав свою некомпетентность в столь деликатной сфере как информационное противостояние терроризму.
Следует признать, во-первых, что длительное отсутствие для российских граждан полной и объективной информации о событиях в Чечне в очередной раз сыграло злую шутку и бумерангом ударило по тем чиновникам, которые уже несколько лет выстраивают и удерживают информационную завесу над этой общенациональной трагедией. Они снова проявили свою профессиональную слабость и неспособность полностью контролировать вверенную им ситуацию. Снова стало очевидным, что в современных условиях открытого сообщества развитых государств тотальные запреты на распространение информации уже не работают и всегда найдется хотя бы один альтернативный источник нежелательной информации. А именно к его вполне прогнозируемому появлению наши ответственные чиновники опять оказались не готовы.
Поэтому совершенно нелепо и архаично звучат голоса тех ответственных лиц, которые требуют наказания в уголовном порядке самого журналиста, подготовившего скандальное интервью. Такие совершенно не основанные на действующем законе призывы лишь повышают скандальный рейтинг «гонимого властями» журналиста.
Слабость официального реагирования на конфликт проявилась и в том, что авторы некоторых резких комментариев в порыве эмоций проявили себя как безответственные политики, не опирающиеся на законодательство собственной страны, тем более, не знающие аналогичные нормы законодательства большинства цивилизованных стран.
Истинное состояние дел в правовой сфере верно охарактеризовал (в данном случае) один из авторов закона о СМИ, доктор юридических наук Михаил Федотов, заявивший, что "Здесь нет нарушения не только правил профессиональной этики, но и закона". Действительно, процедура использования правового термина «пропаганда» регламентирована как законодательством о выборах, так и нормами, предусматривающими противодействие терроризму и экстремизму. Расширительное толкование этого термина не способствует соблюдению законности в расследовании дел данной категории и не отвечает подлинным интересами судопроизводства.