Экспозиция политических рисунков известного израильского карикатуриста Якова Зеева выставлена в центре Рогаля в Иркутске
Что такое концлагерь автор работ знает на личном опыте. Когда немцы пытались уничтожить целый народ, он находился внутри событий, и все, что видел - переносил на бумагу. Узником Бухенвальда - рисовал карикатуры на немецких офицеров. Это было опасно - нацисты не хотели смотреть на себя в смешном обличье. На побывала Юлия Протасова.
Судьба одного человека как путь целого народа. Художник, фамилия которого с иврита переводится как "волк", на автопортрете совсем не похож на хищника. Хотя показывать зубы в жизни ему приходилось не раз. Сначала для того, чтобы выжить в концлагере, потом на ниве политической сатиры. По происхождению венгерский еврей, по призванию журналист, он с пяти лет начал писать статьи и делать к ним рисунки. И продолжал этим заниматься даже в Бухенвальде. Но фашисты карикатуры на самих себя уничтожили. Все представленные на выставке рисунки сделаны Зеевым уже после войны. В России их увидят впервые.
Хава Кейсар, глава иркутского филиала еврейского агентства в России: «Яков Зеев живет в Израиле с 47-го года. Это такой человек, который символизирует жизнь целого поколения. Я думаю, поэтому он изъявил желание, чтобы его выставка была представлена в России».
Тушь, бумага, перо, талант и здоровый цинизм - все, что нужно хорошему карикатуристу. На рисунках Якова Зеева великие политики XX века теряют величие и кажутся более реальными, чем на официальных портретах. Здесь нет мифов, которыми окружат этих правителей будущие поколения. Карикатура - это сиюминутная реакция на конкретное политическое событие. Здесь Индира Ганди держит в одной руке голубя мира, а в другой кинжал. А генерал де Голль по версии Зеева не только спасал Францию от фашистов, но и подделывал результаты голосования на выборах президента. В современных газетах такого сатирического гротеска в отношении сильных мира сего уже почти не встретишь.
Надежда Куклина, заведующая выставочным центром им. Рогаля: «К сожалению, в наше время этот жанр имеет мало места в жизни и может этот потому, что люди, общество не так реагируют на политические события, мало ими интересуются и более интересуются скорее личной жизнью».
Яков Зеев здравствует и поныне. Художник продолжает сотрудничать с газетами и в свои 82 года. Теперь тушь, бумага и чувство юмора помогают ему бороться со старостью.