А у нас праздник! Юбилей «говорящей бестии»
19 февраля 2018 года исполняется 140 лет с момента начала эры звукозаписи. Именно в этот день в 1878 году американец Томас Эдисон получил патент на прибор для механической записи и воспроизведения звука под названием фонограф.
По большому счёту, записывать звук ещё в 1857 году научился парижский изобретатель Эдуар-Леон де Мартенвиль, однако записанные на покрытый сажей стеклянный цилиндр звуковые колебания нельзя было воспроизвести.
Фонограф Эдисона стал первым в истории человечества устройством, способным не только записывать, но и воспроизводить записанные звуки. Принцип действия прибора был следующим: по фольге, размещённой на вращающемся цилиндре, перемещалась игла, фиксирующая механические колебания, полученные при помощи мембраны-микрофона.
Общественностью устройство было воспринято не иначе как чудо. Первый человек, публично продемонстрировавший работу «говорящей механической бестии» в России, был привлечён к суду и осуждён за мошенничество, а во время одной из первых публичных демонстраций в Париже профессор Жан Буйяр, услышав голос, раздавшийся из фонографа, пришёл в неописуемое волнение и воскликнул:
«Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас? Разве возможно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека?!»
Отметим, что сам Эдисон был потрясён немногим меньше остальных.
«Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза», – признавался изобретатель.
Эдисон изобрёл фонограф, когда ему было 30 лет. В дальнейшем он на протяжении почти всей своей жизни усовершенствовал устройство, получив ещё около 80 патентов. На смену фольге пришёл воск, на смену цилиндрическим валикам – плоские диски.
В 1906 году Эдисон представил общественности несколько музыкальных и театральных записей, сделанных в созданной им Национальной фонографической компании. Одной из главных задач, поставленных перед фонографом, американец видел в увековечивании речей великих людей. Именно благодаря Эдисону и его изобретению, при посещении Государственного литературного музея мы можем услышать запись голоса Льва Толстого.
Кстати, слово «алло» в начале телефонного разговора мы тоже говорим с лёгкой руки американского инженера, принявшего активное участие не только в изобретении фонографа, но и в усовершенствовании телеграфа, телефона, видеокамеры, лампы накаливания и множества других незаменимых в нашей жизни вещей.