Павел Луспекаев. Триумф накануне смерти
Он родился в селе Большие Салы Ростовской области в семье нахичеванского армянина и донской казачки 20 апреля 1927 года. В 1943 году пятнадцатилетним подростком добровольцем ушёл на фронт и попал в партизанский отряд. Был тяжело ранен и чудом избежал ампутации руки.
Прославился на всю страну 30 марта 1970 года, когда на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», и ушёл из этой жизни менее чем через три недели, став посмертно Лауреатом Государственной премии России.
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения талантливого и самобытного актёра, которому предрекали стать лучшим и самым востребованным артистом в СССР, Павла Луспекаева.
В 1950 году Павел Луспекаев успешно окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но в труппу Малого театра, куда он мечтал попасть, его не взяли из-за заметного южного акцента, и молодой актёр уехал в Тбилиси, где семь лет прослужил ведущим актёром Русского драматического театра имени А. С. Грибоедова.
После этого была работа в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, где на одном из спектаклей Луспекаева увидел Кирилл Лавров. В 1959 году по совету Лаврова Георгий Товстоногов приглашает 32-летнего актёра в труппу Большого драматического театра в Ленинграде.
«В то время Товстоногов ставил спектакль «Варвары». На роль Черкуна был назначен я. И Георгий Александрович, чтобы как-то Пашу попробовать, предложил ему вместе со мной репетировать Черкуна. После репетиции я пошёл к Товстоногову и попросил снять меня с этой роли, потому что Луспекаев играл превосходно. Такое проникновение в суть характера своего героя, такое поразительно органичное существование на сцене мне редко приходилось видеть, хотя я знал многих прекрасных актеров», – рассказывал Кирилл Лавров.
Во время войны в одном из разведывательных рейдов Луспекаеву пришлось несколько часов подряд пролежать на снегу, где он сильно обморозил ноги, что спровоцировало нарушение кровообращения. Уже после окончания театрального училища в возрасте 26 лет у него была диагностирована критическая ишемия нижних конечностей. В разные годы актёр пережил несколько мучительных операций, в ходе которых ему были ампутированы сначала пальцы, а затем ступни обеих ног.
Последние свои роли Луспекаев играл в протезах, испытывая невыносимые боли. Врачи порекомендовали ему сильнодействующий болеутоляющий наркотик пантопон, но когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Павел Борисович понял, что от наркотической зависимости необходимо избавляться.
«Люди! Я боюсь даже верить, но через три часа будет трое суток, как я сделал последний укол... Муки адовы я прошел. Дай Бог, наверное, с каждым днём будет лучше... Терплю!.. Вымотало страшно, вот уже почти неделя, как я ничего не ем, ослаб, ужасно устал», – писал актёр в своём дневнике.
Из-за состояния здоровья Луспекаев был вынужден уйти из БДТ. Он написал Товстоногову письмо, в котором сказал, что «театр любит сильных и здоровых людей», а на него в полной мере рассчитывать нельзя. По рассказам Олега Басилашвили, Товстоногов очень сильно переживал уход из театра Луспекаева, постоянно повторяя фразу: «Ну вот. Мы лишились гениального артиста».
В 1969 году случилось, пожалуй, самое знаковое событие в короткой жизни великого актёра Луспекаева. Режиссёр Владимир Мотыль пригласил его на роль Павла Верещагина в свою новую картину «Белое солнце пустыни», специально для него придумав образ героя германской войны на костылях. Луспекаев согласился, поставив непременным условием самостоятельное исполнение всех трюков в картине и полностью отвергнув идею с костылями.
«Я сыграю то, что ты придумал, а инвалида успею в какой-нибудь другой картине», – сказал Луспекаев, продемонстрировав режиссёру чертёж металлических упоров, которые будут вделаны в его сапоги для передвижения по съёмочной площадке без посторонней помощи.
По рассказам ассистента оператора Игоря Клебанова, во время съёмок Луспекаеву было очень трудно, но он старался этого не показывать. На площадке за ним постоянно следовала его супруга и носила алюминиевый стульчик, на который актёр присаживался отдохнуть буквально через каждые 20 метров. Лишь в одном эпизоде фильма исполнителя роли Верещагина заменил каскадёр – там, где Верещагин ногами сталкивает бандитов в воду.
Уже после окончания съёмок «Белого солнца пустыни» между Луспекаевым и Михаилом Козаковым состоялся диалог:
– Не везёт мне! Ленинградские театралы, конечно, меня знают, но сколько их, этих театралов? Редко-редко бывает, чтобы кто-нибудь меня на улице узнал. А ты, Миша, знаменитость, тебя в хороших фильмах снимают, на всю страну знаменит!
– Паша! Про тебя, между прочим, сам Лоуренс Оливье сказал, что ты – гений, а вот про меня он ничего не говорил…
– Ну да, сказал. А для миллионов зрителей я все равно считай что никто. Вот скажи: когда тебя все-все узнают, это же пустячок, а приятно?
– Да брось ты, Паша, чушь всё это. Знаешь, как у Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво… Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех…»
– Да что вы все, Юрские, Козаковы и прочие Рецептеры, чудите со своими стихами! Роли бы лучше учили! И потом, что там твой Пастернак ни говори, а быть знаменитым приятно. Приятно, и не спорь! Вот смонтируют «Белое солнце пустыни», тогда посмотрим! Может, я тоже знаменитым стану, не хуже тебя!
Мечта актёра сбылась. После выхода фильма на экраны он стал знаменитым. Ровно на 18 дней. 17 апреля 1970 года заслуженный артист РСФСР Луспекаев скончался от разрыва сердечной аорты в номере московской гостиницы «Минск». Ему было 42 года.
Накануне столетней годовщины со дня рождения Ленина любые траурные мероприятия в стране были запрещены. Стараниями руководства киностудии «Ленфильм» тело Луспекаева было перевезено из Москвы в Ленинград, где великий актёр был скромно и без особой огласки похоронен на Северном кладбище.
В 1997 году через 27 лет после смерти Павел Луспекаев был посмертно награждён Государственной премией России за роль Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни».
Фото: cluebits.com, kino-teatr.ru, pravoslavnye.ru