Строительство близ Красной мечети. По чьей вине?
Около объекта культурного наследия России регионального значения – Красной мечети (Томск, Трифонова, 18) – компания, зарегистрированная в Чечне, хочет возвести три железобетонных трёхэтажных дома. Мэрия против, однако воспрепятствовать этому у неё пока не выходит.
Напомним…
В 2008 году ООО «Вектор» (ОГРН 1087017006966) завладело зданием бывшего ликёро-водочного завода, которое примыкало к Красной мечети. Фирма зарегистрирована в Чечне, директор – северчанин Вячеслав Черноскутов (ИНН 701704741479), главный вид деятельности – аренда и управление собственной или арендованной недвижимостью.
В мае 2020 года «Вектор» снёс здание алкозавода, причём незаконно. Во-первых, чтобы его разрушить, нужно было получить соответствующее разрешение от комитета по охране объектов культурного наследия Томской области. Этим Черноскутов пренебрёг. Во-вторых, снос осуществлялся с дикими нарушениями: территория не была огорожена, не было установлено специальных знаков, не были предусмотрены меры безопасности.
Осенью 2021 года стало известно, что «Вектор» хочет построить там три железобетонных трёхэтажных дома. Однако, согласно действующему Проекту зон охраны, около Красной мечети могут быть построены двухэтажные (не выше) дома из традиционного основного строительного материала (железобетон к традиционным стройматериалам не относится).
В конце 2021 года председатель томского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Мария Бокова обратилась к главе Чеченкой Республики Рамзану Кадырову.
7 апреля 2022 года мэрия Томска отказала «Вектору» в строительстве трёх многоквартирников около объекта культурного наследия регионального значения. 7 июня 2022 года компания подала против департамента архитектуры и градостроительства мэрии иск в арбитражный суд Томской области. 29 ноября 2022 года суд признал незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, а 14 марта 2023 года оставил это решение в силе.
По чьей вине?
Недавно по поводу строительства домов рядом с Красной мечетью высказался и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации Томска Сергей Чиков. Он назвал причины отказа «Вектору»:
«Во-первых, размещение здесь подземного паркинга не соответствует проекту зон охраны, который действует в районе исторической застройки. Здесь возможно размещение только плоскостных парковок. Во-вторых, нарушена предельная доля застройки участка. Отношение застраиваемой части к общей площади участка не должно превышать 40%. У застройщика этот процент больше. В-третьих, были нарушения по материалам. Здесь по проекту зон охраны можно возводить дома из традиционных материалов – либо полностью из дерева, либо один этаж кирпичный, второй деревянный. В то время как застройщик предлагал возводить объект в железобетоне. В-четвертых, были нарушения по высоте у чердачного помещения. Его высота превышает 1,8 метра и равна 2,3 метра, то есть является этажом, что не соответствует проектной документации».
Также Чиков отметил, что мэрия будет биться с «Вектором» до победного обжаловать решение суда в кассационной инстанции. Это, конечно, хорошо, но почему суд уже дважды встаёт на сторону застройщика? Да потому что комитет по охране объектов культурного наследия Томской области дал добро на возведение домов по соседству с Красной мечетью. Слово – председателю комитета Елене Перетягиной:
«Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства к компетенции комитета не отнесена. В рамках компетенции комитетом рассмотрена проектная документация, которая согласована на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Заключение экспертизы выполнено аттестованным экспертом по проведению экспертизы Олегом Свиридовским. Согласно пункту второму статьи 32 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ».
То есть во всём виноват некто Олег Свиридовский? Вот какой информацией о нём мы располагаем. Окончил Омский государственный университет по направлению «История». Ведущий инженер Сектора методов исследования проблем развития регионов Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ОНЦ СО РАН), председатель Общественного совета по вопросам культурного наследия при Министерстве культуры Омской области, член президиума Омского регионального общественного благотворительного Фонда «Культура Сибири». 25 декабря 2019 года Олег Антонович стал аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы.
Может, Свиридовский и директор «Вектора» Черноскутов – друзья? Или, что ещё более вероятно, Черноскутов заплатил Свиридовскому за положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы? Так или иначе Красная мечеть в опасности, и мы надеемся, что администрация Томска отстоит свой запрет на строительство жилых зданий подле неё.
Справка
Красная мечеть была построена в 1901-1904 годах ахуном Хамзой Хамитовым на средства купца Карима Хамитова. В 1907 году рядом со зданием мечети было построено медресе.
В 1931 году мечеть была закрыта, здание использовалось как кинозал, ликёро-водочный завод, цех завода пищевых продуктов «Томский».
В 1995-1997 годах мусульманской общине вернули здание медресе. Само здание мечети было возвращено верующим только в 2002 году в полуразрушенном состоянии.
В 2014 году на средства представителей Чеченской Республики Красная мечеть была отреставрирована.
В марте 2015 года состоялась церемония открытия восстановленного здания. На открытии присутствовали делегации Чеченской Республики, представители органов власти Томской области и города.
Является объектом культурного наследия России регионального значения.
Фото: tomsk.mk.ru, vtomske.ru, global-tomsk.ru, bk55.ru, РИА Томск