Хозяин «Сибагро»: свиной кардинал Томской области
Первую часть нашей трилогии о биографии Андрея Тютюшева, владельца сначала компании «Сибагро», а затем десятков других предприятий на территории Сибири, мы написали еще в 2020 году. И пообещали нашим читателям продолжение.
Продолжение написано только сейчас, спустя почти полтора года. Эта задержка объясняется отнюдь не тем, что у нас не было материала. Наоборот, материала было столько, что его хватило бы на десяток уголовных дел.
Проблема была в том, что в ходе наших расследований деятельности «свиного кардинала» Томской области Андрея Тютюшева всплыло столько связанных с ним фигур, в том числе на самых верхних эшелонах российской власти, что мы потратили массу времени, чтобы установить все связи и контакты нашего «героя».
Мы называем Тютюшева «кардиналом», а не «хозяином» Томской области потому, что он на самом деле не является ни королем, ни ферзем. В этой истории вообще нет ни королей, ни ферзей — есть лишь омерзительная шайка дельцов, сидящих на нефтегазовых и финансовых потоках.
А Тютюшев для них — удобная фигура, через которую можно обделывать свои грязные делишки и оставаться при этом незамеченными.
Именно с этой целью вокруг Тютюшева накручивается множество легенд, главная цель которых — представить его чистым, белым и пушистым предпринимателем «от Бога», построившим свою бизнес-империю исключительно за счет личных талантов и хороших друзей.
На самом деле это не так. С точностью до наоборот.
Таланты Тютюшева — подлинные и мнимые
Андрей Тютюшев всюду утверждает, что в основе его успешного бизнеса — хорошее образование. Действительно, экономический факультет Томского университета — один из лучших в России.
Однако следует понимать, что если бы не предполагаемый родственник Тютюшева и авторитетный экономист Владимир Гага, на тот момент работавший заведующим кафедрой организации и планирования промышленных предприятий того самого факультета, то Андрей Петрович, скорее всего, не только не окончил бы вуз, но даже не поступил бы в него.
Потому что Андрей Тютюшев окончил школу в городе Березовский в Кузбассе. Это крайне депрессивный населенный пункт, населенный шахтерами, и с шахтерским же менталитетом. На момент окончания школы в 1992 году юный Андрей имел все шансы пополнить ряды юных уголовников, а то и попасть в ОПГ. По сути Гага попросту спас его от такой судьбы, вытащив в Томск и буквально силком засунув в ТГУ. Как говорят, Владимир Гага подключил все связи для того, чтобы племянник получил заветный студенческий билет, а приемная комиссия закрыла глаза на полное отсутствие у него полноценного школьного образования.
Учился ли Тютюшев в вузе? Вряд ли. Его отлично помнят на студенческих вечеринках, на поездках за город, но не помнят на занятиях. И вряд ли могли бы вспомнить — Тютюшев и Гага в это время ковали капиталы. Владимир Гага в 1993 году возглавил томский «Газпромбанк», а Андрей Тютюшев без отрыва от учебы на очном (!) факультете ТГУ стал специалистом по ценным бумагам в том же банке.
Редкое фото. Студент Андрей Тютюшев торгует акциями в офисе «Газпромбанка». Середина 90-х.
Напомним, что согласно Кодексу законов о труде РФ, рабочий день в России составляет 8 часов плюс перерыв на обед. То есть с 8 утра до 17 вечера сотрудник банка Андрей Тютюшев должен был находиться в помещении «Газпромбанка». А как студент ТГУ, он с 8 утра и до 14 или 15 часов, а то и дольше, должен был находиться на занятиях. Бабло, как всегда, победило зло — Тютюшев делал деньги, а экзамены и зачеты ему ставили... ну, честно скажем, не знаем, за что. Или по просьбе дяди, или за скромные подарки преподавателям. Не исключено, что в форме конвертов с деньгами. Благо они были в избытке.
В 1995 году третьекурсник Андрей Тютюшев стал ведущим специалистом по ценным бумагам в «Газпромбанке» (должность, требующая не только высшего специального образования, но и большого стажа работы), и в том же году создал и возглавил финансово-промышленную группу «Тезаурум». Очевидно, что юному «таланту», бегающему на коротком поводке у Владимира Гаги, было не до учебы.
Единственное, что вынес Андрей Тютюшев из стен ТГУ, кроме диплома — это связи. Его однокурсники Коба Гумберидзе, Тимур Хисматуллин и Руслан Гурьев впоследствии стали его бизнес-партнерами.
Подобно вся история юности Тютюшева описана нами в первой части трилогии «Хозяин „Сибагро“: как стать скромным томским миллиардером».
Редкое фото. Коба Гумберидзе (ныне член правления Сибагро), Владмиир Гага, губернатор Виктор Кресс, Андрей Тютюшев и Руслан Гурьев (ныне член правления Сибагро) в офисе директора Томского свинокомплекса.
Является ли Андрей Тютюшев действительно финансовым и экономическим талантом? Однозначно нет. Он умело использует других людей, связи (свои и чужие), но на самом деле является сибаритом и мажором, который обожает красивую и ленивую жизнь. В этом плане он разительно отличается от других сибирских предпринимателей, сделавших свой бизнес своими силами и своим трудом.
Этапы большого свинского пути
Мы не знаем, что именно толкнуло околокриминальную парочку Гага-Тютюшев на свинскую дорожку. Скорее всего, кризис 1998 года, когда Тютюшев, развлекавшийся в казино Гонконга, потерял около миллиона долларов, вложенных в акции «Газпрома». Акции находились в оферте и растаяли вместе с курсом доллара.
Логично, что едва не разорившись на виртуальных капиталах, нашим деятелям захотелось чего-то более конкретного и надежного.
Про историю захвата Томского свинокомплекса шайкой Тютюшева рассказывалось не раз. Напомним вкратце.
К этому моменту у Тютюшева, благодаря Гаге, были налажены отношения с заместителем мэра Томска Оксаной Козловской, губернатором региона Виктором Крессом, прокурором Томской области Юрием Сухоплюевым (ныне замдиректора «Сибагро»), депутатом Госдумы от Томской области Максимом Коробовым, министром топлива и энергетики Виктором Калюжным и другими интересными лицами. Все эти люди в той или иной степени сидели на нефтяных потоках из Томской области. При этом Оксана Козовская хотела делать политическую карьеру, Виктор Кресс хотел переизбраться губернатором, остальные хотели просто денег. Деньги были у «Газпромбанка».
Редкое фото. Эльвира Набиуллина (на тот момент министр Минэкономразвития РФ), губернатор Виктор Кресс, спикер Законодательной Думы Оксана Козловская, Андрей Тютюшев в центре Томска.
С Виктором Крессом у Гаги были и остаются особо дружественные отношения. Настолько дружественные, что, как говорят, кандидатская диссертация губернатора «Механизм государственного регулирования инновационных преобразований экономики субъектов федерации», защищенная им в 1999 году, была написана именно Гагой. Свечку не держали, утверждать не будем. Но сильно сомневаемся в том, что агроном по образованию и крестьянин «от сохи», Кресс был способен самостоятельно написать такой сложный труд по экономике.
Кроме того, считается, что именно Владимир Гага был автором неэлегантной схемы распределения региональных экспортных квот на нефть, из-за которых в 1994 году в Томске разразился громкий скандал. Не исключено, что он же стоял за грубой и коррупционной схемой продажи Пудинской группы месторождений нефти швейцарскому консорциуму IMEG. Самостоятельно Кресс провернуть обе эти операции однозначно был не способен.
Схема захвата Томского свинокомплекса была максимально примитивной, и ей не нужно было быть сложной, учитывая, что «наверху» всё порешали. Томский свинокомплекс, находившийся в собственности правительства Томской области, «внезапно» обанкротился. На момент его захвата Тютюшевым у свинокомплекса накопилось целых 200 миллионов рублей долгов. При этом главным кредитором был томский «Газпромбанк», возглавляемый Гагой.
Правительство Томской области во главе с губернатором Крессом плакалось, что вынуждено тратить на поддержание свинокомплекса, который не приносит никакой прибыли, 25 миллионов рублей в год. Как можно обанкротить свинокомплекс при постоянном дефиците мяса в России — этот секрет знал только Виктор Кресс.
При поддержке Виктора Кресса и Оксаны Козловской, «Томский свинокомплекс» был передан в антикризисное управление группе Тютюшева «Тезаурум», а его директором стал сам Андрей Тютюшев. Через пару месяцев был объявлен аукцион, в котором приняли участие две компании: входящее в «Тезаурум» АО «Аспром», принадлежащее Андрею Тютюшеву, и фирма «Этоаль», принадлежащая сыну Владимира Гаги, Сергею Гаге. В результате «Аспром» приобрел гигантский свинокомплекс за полтора миллиона (!) рублей. То есть по сути даром.
К этому моменту Оксана Козловская уже стала заместителем переизбранного губернатора Кресса, и со всем пылом «железной леди» послала всех журналистов с их вопросами по известному адресу, заявив, что сделка проведена исключительно в интересах Томской области.
Губернатор Виктор Кресс и Андрей Тютюшев на церемонии открытия Томского свинокомплекса.
В дальнейшем Андрей Тютюшев не стал сильно задумываться, и все свои предприятия приобретал по той же самой проверенной схеме. Для ее реализации требовался продажный чиновник в администрации (с этим в России проблем не было никогда), заинтересованный банк (что также решаемо) и свой человек в руководстве предприятия (тоже решается деньгами).
В 2001 году по точно такой же схеме группой Тютюшева за бесценок было приобретено перерабатывающее производство — Томский мясокомбинат N 7 на улице Старо-Деповской. Еще через два года — Томский мясокомбинат N 5 на улице Нижне-Луговой.
И снова про таланты
Еще одно неназванное нами качество Андрея Тютюшева — это умение выдавать черное за белое. Есть на этот счет хорошая русская пословица про божью росу, но в силу цензурных соображений цитировать ее не станем.
Прошло всего шесть лет с момента эпичного захвата Томского свинокомплекса, а группа Тютюшева сделала свою газету и начала издавать книги про себя, любимых. К работе была привлечена еще одна предполагаемая родственница Тютюшева, Раиса Антоновна Тютюшева, которая с надрывом стала рассказывать о том, какую гадкую колбасу раньше делал Томский свинокомплекс, и какую чудесную продукцию он выпускает сейчас, под ее личным контролем. В тональности явно не хватало фраз уровня «я, простая русская баба», но в устах этнической латышки, говорящей с заметным акцентом, это было бы явным перебором.
В ее же устах бригада рейдеров Тютюшева превратилась в «молодую команду талантливых управленцев», которая «поднимала с колен» одно за другим обанкротившиеся предприятия. В ход пошли совсем уж сомнительные термины «военный период», «изголодавшиеся животные», «начинать с нуля». Раиса Тютюшева, которая полжизни провела в советской педагогике, прекрасно знала, как красиво подать даже самые отвратительные истории и превратить уличного хулигана в отличника...
Под ее руководством Андрей Тютюшев начал скупать целиком издания профильных журналов, где нескромно подавал себя как человека, который за счет своего упорства и труда самостоятельно прошел все ступени карьерной лестницы. Как говорят, именно Раиса Тютюшева изобрела термин «от вил до вилки» в отношении продукции их свинокомплексов.
Любопытно то, что в период с 2008 по 2014 год в этих интервью Андрей Тютюшев наговорил столько лишнего, что потом ему пришлось прилагать много усилий для того, чтобы компрометирующую его информацию удалить (все копии имеются в редакции Бабра).
К слову, без тени сомнения глава «Сибагро» заявлял, что в жизни, в том числе и в быту, он руководствуется трактатом Лао-Цзы «Теория войны». Тут Тютюшев, в силу безграмотности, всё напутал — Лао-Цзы никогда не писал такого трактата. Трактат «Искусство войны» написал Сунь-Цзы, на минуточку, за полвека до рождения Лао-Цзы.
Однако в том, что Тютюшев читал как минимум цитаты из этого трактата, сомнений нет. Приведем одну из них, которой глава «Сибагро» однозначно следовал всегда:
«Приёмы ведения войны основаны на обмане. Поэтому, когда мы способны атаковать, мы должны выглядеть так, будто не способны, а когда мы задействуем силы, мы должны выглядеть неактивными; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко, когда мы далеко, то должны заставить его поверить, что мы близко».
Впрочем, есть еще одна цитата из Сунь-Цзы, которая гораздо больше более соответствует характеру Тютюшева:
«Если нет выгоды, не двигайся. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте».
В аспекте грубого и прямолинейного пиара крайне интересной является история со школой, которую окончил Тютюшев. В официальной биографии Тютюшева до 2008 года указывалась именно школа в Березовском, откуда он и приехал в Томск. Однако начиная с 2008 года, во всех интервью Тютюшев начинает утверждать, что родители привезли его в Томск в возрасте трех лет (однако нигде не говорит о том, где они трудились), и что он сначала учился в томской школе (никогда не называя ее номера), расположенной в каком-то «томском гарлеме» (без уточнений), а затем с ходу поступил в Томский гуманитарный лицей, после которого и пошел в ТГУ.
При этом нигде, кроме этих интервью, связка Тютюшев-лицей не упоминается. Хотя казалось бы, лицею есть чем гордиться.
А вот начиная с 2016 года все упоминания о школах отовсюду, включая официальную биографию депутата Законодательной Думы Томской области, просто исчезают.
Почему? Думаем, что Раису Тютюшеву изрядно беспокоило пролетарское происхождение ее отпрыска, который, по ее замыслам, должен был войти в элиты российского общества.
Свинское депутатство
«Ходить в депутаты» в начале нулевых в предпринимательской среде было модно. Считалось, что тем самым невероятно вырастает уровень лоббирования своих коммерческих интересов. Впоследствии оказалось, что это не так или не совсем так, но Андрей Тютюшев тоже пал жертвой моды.
В 2011 году он избрался в Законодательную Думу Томской области. С его деньгами и связями это было просто — тем более что председателем Думы была избрана та самая Оксана Козловская. Тютюшев, как и Козловская, прошли по спискам «Единой России», хотя наш свиновод никогда не имел никакого отношения ни к какой партии.
Нет сомнений в том, кем и как была оплачена избирательная кампания в 2011 году. К сожалению, такая практика настолько распространена в российской реальности, что осуждать её даже язык не поворачивается.
Тютюшев полностью манкировал обязанностями депутата, на сессиях его присутствия не помнит никто. Однако определенную пользу из депутатства свиновод для себя получил — в частности, именно благодаря своему статусу и поддержке Козловской, он смог за бесценок приобрести гигантскую территорию на левом берегу реки Томи под свой дворец, а также, грубо нарушив законодательство, полностью перекрыть доступ к берегам рек Томь и Кисловка. Про эту историю мы подробно рассказывали в статье «Тютюшарник: дворец свиного короля».
Однако к 2015 году Тютюшев повзрослел, поумнел и понял, что излишнее внимание к нему слишком опасно. Если бы он вел цивилизованный и современный бизнес, как это делает, к примеру, красноярский бизнесмен Роман Гольдман, то пиар был бы только на пользу. Однако когда его свинокомплексы отравляют всю окружающую природу, воняют на десятки километров, а финансовые операции вызывают изумление даже у видавших виды прокуроров — тут лучше оставаться в тени.
В 2016 году Тютюшев по-тихому исчез из депутатов, оставив на память только две декларации о доходах (явно преуменьшенных).
В это же время из интернета и библиотек таинственно исчезли все газетные и журнальные публикации о Тютюшеве и истории «Сибагро», а сам глава холдинга практически перестал давать интервью. В тех редких случаях, когда это удавалось, он тщательно подбирал слова, предпочитал рассказывать только о своих ресторанах и уходил от всех скользких вопросов.
В следующей, заключительной части трилогии, мы расскажем, куда двигалась компания «Сибагро» и сам Тютюшев после того, как им стало тесно в Томской области.
Новости Томской области - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!
Читайте нас в Одноклассниках!
Читайте нас в Телеграме!