Томский учёный признан госизменником. Ему дали 7,5 года «строгача»
Итак, это случилось: томскому учёному Александру Луканину зачитали приговор. Приговор, надо сказать, очень суровый – семь с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима.
Что известно?
В конце сентября 2020 года по делу о госизмене в пользу Китая задержали физика из Томска Александра Луканина. 1 октября того же года его этапировали в СИЗО Лефортово.
Когда Александра Луканина задержали, ему было 64 года. Он долгое время работал в ТПУ, затем в Институте физики прочности и материаловедения. Последнее время вёл научную деятельность в Китае, в Шэньянском университете. Когда вернулся в Томск (из-за начавшейся эпидемии COVID-19), учёного арестовали.
«Вечером 29 сентября мне один из наших общих знакомых сообщил, что на квартире в общежитии, где проживал Луканин, проводится обыск и что его арестовали. На следующий день позвонили от бывшей жены, сказали, что корочки предъявили московские фээсбэшники, арестовали и вроде как предъявили обвинение то ли в передаче технологии, то ли в разглашении государственной тайны», – жаловался тогда друг Луканина Николай Кривопалов.
14 октября 2020 года стало известно, что к Луканину не пускают адвоката Дмитрия Мыльцына. Защитник направил жалобы и обращения в ФСБ, Администрацию президента, Следственный комитет и уполномоченному по правам человека.
Мыльцын указывал на то, что Луканин не вышел на связь – хотя в соответствии с частью 1 статьи 96 УПК подозреваемый имеет право на один телефонный разговор в период не позднее трёх часов с момента доставления в орган дознания или к следователю.
Кроме того, по словам Мыльцына, была нарушена часть 15 статьи 182 УПК. Согласно ей, протокол обыска должен быть вручён человеку, у которого проводился обыск, или совершеннолетнему члену его семьи.
Адвокат отметил, что ситуации, когда ФСБ никому не сообщает о местонахождении задержанного, случаются часто. Особенно если задержанного подозревают в совершении преступления против государства:
«Они (ФСБ) очень любят тайно проводить (расследования). Чем меньше информации, тем лучше. Чем меньше адвокатов будет участвовать, тем тоже лучше. Можно по-быстрому уговорить человека на признательные показания, а дальше спокойно проводить расследование. Если расследуемые обвинения достаточно сомнительные, то только признательные показания позволят избрать меру пресечения. Обычно это заключение под стражу».
12 июля 2022 года в Томском областном суде началось рассмотрение дела Луканина в закрытом режиме.
Очень суровый приговор
Вчера, 20 октября, Томский областной суд приговорил Луканина к семи с половиной годам лишения свободы в колонии строго режима. Что же такого секретного физик рассказал китайцам?
«Уволившись из политеха, Александр устроился в Институт прочности и металлов в Академгородке. Занимался разработкой высоковольтных блоков питания. Он благодаря тому, что в ТПУ озонаторами занимался, был отличным профессионалом. Скажем так, в Томске на сегодняшний день наберется человек пять, которые так хорошо знают импульсные генераторы. И тут появились китайцы. Они через политехнический вышли на него. Предложили запустить озонаторы, но в Китае. А так как здесь у нас не просто плохо, а отвратительно с внедрением таких вещей дела обстоят, он уехал туда», – утверждает друг Луканина Сергей Жабин.
Озонатор – это всего лишь устройство для получения озона. Мы не знаем деталей дела томского учёного, и всё же: не слишком ли много ему дали?
За незаконную передачу российских технологий одной из стран зарубежья можно получить до трёх лет лишения свободы (статья 189 УК РФ). За разглашение гостайны – до четырёх лет (статья 283 УК РФ).
Летом 2022 года в соседнем Новосибирске возбудили похожие уголовные дела в отношении учёных.
30 июня сотрудники правоохранительных органов задержали доктора физико-математических наук Дмитрия Колкера в больнице, где тот проходил лечение. У него была последняя стадия рака. Судья Советского районного суда, несмотря на тяжелую болезнь, удовлетворила ходатайство об аресте. Колкера обвиняли в госизмене за «предоставление Китайской Народной Республике данных, содержащих государственную тайну». Известно, что он проводил лекции для китайских студентов. 2 июля учёный скончался в ГКБ №29, куда его привезли из СИЗО Лефортово (читайте статью Бабра Холодное лето двадцать второго: арест с летальным исходом. В тот же день задержали ещё одного новосибирского научного сотрудника – Анатолия Маслова. Ему 76 лет, он подозревается в передаче данных, связанных с гиперзвуком (тоже госизмена).