Университет, Пушкинский музей и замороженная реконструкция: какими обещаниями сегодня живет томский Дом офицеров
Влияние Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на культурную жизнь Томска продолжает набирать обороты. Вспоминаем по пунктам – про совместные программы музея и Госуниверситета, проект сибирского филиала в Доме офицеров и реконструкцию без конца, но с краями.
Музей и ТГУ
Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и ТГУ договорились о развитии совместных образовательных программ в области искусства. Соглашение было подписано 24 мая в областной администрации в присутствии губернатора Сергея Жвачкина. В планах – создание культурной и образовательной среды для Большого университета и подготовка кадров, в том числе для Сибирского филиала Пушкинского музея в Томске.
24 мая показ фильма «Слепок» режиссера Андрея Сильвестрова в ТГУ открыл фестивальную неделю к совместному празднованию дней рождения университета и Пушкинского музея.
Сибирский филиал
В феврале 2020 года Сергей Жвачкин и директор пушкинского музея Марина Лошак договорились об открытии сибирского филиала музея в здании Дома офицеров на проспекте Ленина, 50.
«В Томске просто обязан быть филиал одного из лучших в мире музеев изобразительного искусства, – подчеркивал губернатор. – Он может быть расположен в самом центре города, в историческом здании, где до революции бурлила общественная и культурная жизнь столицы одной из крупнейших в Российской империи губерний. Немаловажно и то, что через дорогу от будущего Пушкинского музея расположен бюст великому поэту – одно из любимых мест молодежи».
Бюст великому поэту и правда стал любимым местом молодежи – но история не об этом.
Договоренность раскрутила череду громогласных обещаний. Так, в августе того же года Жвачкин заявил, что для ремонта Дома офицеров понадобятся значительные государственные и частные инвестиции, но «выбор сделан». Привлечение средств губернатор назвал большой частью работы обладминистрации. На этом сообщения о «большой работе» затихли.
Что за дома такой
Здание, которое сегодня томичи называют Домом офицеров, было построено в конце XIX века архитектором Константином Лыгиным для Общественного собрания. В январе 1900 года состоялось торжественное открытие. В здании собирался цвет «высшего общества» Томска, проводились балы и благотворительные вечера, выходили на сцену местные и приезжие театральные труппы и крупнейшие отечественные певцы. Кроме концертного зала на 1000 мест, в здании располагалась одна из крупнейших томских библиотек.
В годы советской власти в здании помещался Большой городской театр и кинотеатр. В 1931 году здесь был открыт Дом Красной армии, после переименованный в Дом офицеров, работали Вечерний университет, Школа жен офицеров, драматический кружок, кружок баянистов, стрелковая женская команда, выступали популярные исполнители.
В 1995 году здание внесли в список памятников федерального значения.
После ликвидации в Томске ряда объектов Министерства обороны в 2010 году дом оказался заброшен. В 2011 права на него перешли томской мэрии. С тех пор здание пустует и остро нуждается в ремонте.
С начала 2021 года в полуразрушенном Доме офицеров обитает арт-пространство «Залиша».
Реконструкция
Впервые мысль о Доме офицеров как о «центре общественной жизни Томска и Томской области» Жвачкин озвучил в 2016 году. Передачу здания от минобороны в собственность мэрии он считал чуть ли не главным достижением собственного пятилетнего периода работы. Кроме того, губернатор отмечал, что решение о судьбе здания и финансировании работ принято на 99%. Про один оставшийся процент все на радостях забыли – а зря.
Первый этап реконструкции завершился в 2016 году. На него из регионального бюджета выделили 18 миллионов рублей. На 2017 год был запланирован второй этап – ремонт кровли и фасада, однако работы состоялись лишь в 2019 году. Причину затруднений власти объяснили просто – земля находится не в муниципальной собственности.
«Знаете, почему Дом стоит не отремонтированный? Причина простая: с одной стороны, в Америке живет хозяин [земли], и он нам за 30 миллионов долларов предложил купить ее, с другой стороны — за 40 миллионов, с третьей — за 20. Получается, есть Дом офицеров, и он заканчивается там, где стены: ни машину не поставить, ни стоянку не сделать», — объяснял губернатор.
Тогда же Жвачкин предупредил о решительных мерах, которые собирается принять администрация.
«Не хотят по-хорошему, будем по-другому. Есть варианты, как решить эту проблему в законодательном поле. То есть сегодня с землей идут такие нехорошие процессы. Поэтому, чтобы их здесь не было, я попросил глав, чтобы они ограничили продажу земли».
Посетовав, власти успокоились - так и вышло «по-другому».
В заключение
Когда Дом офицеров наконец приведут в надлежащий вид и в Томске появится филиал Пушкинского музея – задачка с неизвестными переменными и нескромной горкой обещаний. Пока руководители ТГУ и ГМИИ договариваются о сотрудничестве и подготовке кадров для будущего отделения, здание продолжает простаивать. Время от времени о нем вспоминают и даже устраивают экскурсии – последняя, например, прошла 15 мая. А Дом терпеливо ждет – ремонта, филиала и обещанного «центра общественной жизни Томска и Томской области» в своих стенах.