Томск исторический, кому ты нужен?
В последние годы исчезновение томских исторических домов - явление почти обыденное. То снос, то пожар… А потом - раз! и торговый центр стоит. Или крутая многоэтажка-стекляшка. История города, исчезающая прямо на глазах горожан, и средства на охрану памятников архитектуры, тающие в бюджете год от года, - братьям Сафроновым такие фокусы не по зубам, тут особый талант иметь надо.
Снос здания, построенного в 19 веке на переулке Сакко, 5 (об этом Бабр писал в статье "Томский разрушитель исторических домов"), всполошил город не на шутку: депутаты, жители, общественники, градозащитники и даже спикер городской Думы Чингис Акатаев - многие оперативно возмутились и сердечно озаботились. А толку-то?
Ну, предложил Сергей Худяков, председатель правления томского отделения «Союз архитекторов России», введение моратория на снос исторических зданий до утверждения границ исторического поселения.
- Получается, что мы выбираем памятники, формируем списки, а в это время застройщики могут делать то, что хотят, - говорил он журналистам.
Ну, собрался в понедельник градостроительный комитет городской Думы. Снос - обсудили, снесшего - осудили и... фактически расписались в бессилии. Мораторий вводить: а полномочия-то у вас есть? А дом этот, на Сакко, 5, был, оказывается, в каком-то предварительном списке ценных градоформирующих объектов и охране не подлежал. Списки эти, как и проект границ исторического Томска, все еще не утверждены.
Ну, грозится теперь председатель комитета по охране объектов культурного наследия Томской области, томскому бизнесмену Петру Шнейдеру привлечением к ответственности. Мол, дождетесь - не в первый раз нарушаете, товарищ, нехорошо. Что ж Вы, Елена Владиславовна, в декабре 2019 года выдали ему справочку о том, что здание никакой ценности не представляет?
И как только товарищу Петру удается исторические здания в центре Томска сносить - на главном проспекте города, без разрешений, без уголовных наказаний... Особый талант, наверное. Подумаешь, в 2013 году разрешения на снос объекта культурного наследия регионального значения не было! По бумагам нигде не было сказано, что он особо охраняемый, и вообще, аварийный он был, говорил тогда бизнесмен. Подумаешь, уголовное дело возбудили: после ведь прекратили - не нашли, кто виноват. Ну и что, что товарищ Петр публично рассказывал всему Томску, что это он здание сносит. Не нашли, и все тут. Подумаешь, Ленинский районный суд обязал воссоздать утраченный объект культурного наследия в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу! Исчез дом - считайте, что не было.
Талант, не иначе. В Томске таких хватает.
Ещё в 1990 году город вошел в список исторических поселений, а вот с определением границ такого поселения и объектов, подлежащих охране, что-то не заладилось. В 2016-м появился проект «Томские набережные», и понеслось: питерские проектировщики из «Ленгипрогора» посчитали, что городу такой статус незачем и снять его надо, иначе набережные не получатся. Мол, в вашей Татарской слободе высотки нарисованы, а вы тут со статусом своим историческим носитесь.
Как - историческое поселение и все еще без границ? Недоработочка, спохватились в мэрии, и срочно занялись проектом границ Томска исторического. Только проект, предложенный вологодской фирмой ООО «Валбэк-ру», субподрядчиком ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», мэру совсем не понравился.
- Мы просим подрядчика не включать территорию на правом берегу Томи в границы. Они нас не слышат, говорят, там - видовая точка. Но если ее включить, возникнут сложности с реализацией проекта "Томские набережные" - на данной территории нельзя будет ничего строить. Мы с этим не согласны, - говорил в 2017 году Иван Григорьевич томским журналистам.
Вот бы сократить историческую территорию раза в три, думала мэрия. Но подрядчик - не местный, независимый. Не согласится, наверное. И правильно думала. И пошла мэрия в суд контракт с подрядчиком расторгать и 9 миллионов взыскивать. Только ничего не вышло: томский арбитраж мэрию поддержал, а апелляция взяла и экспертизу назначила, а москвичи-эксперты из «Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства» сказали, что вологодцы-то исторические границы Томска правильно отрисовали - в интересах исторического наследия. В итоге деньги с самой же мэрии в пользу подрядчика и взыскали. (Интересно, а судебный акт мэрия исполнила?)
К слову, независимый проект границ пришелся не по нраву и главному архитектору Томской области Евгению Паршуто: он-то мечтал «Сибспецпроектреставрации» во главе с Олегом Лещинером это дело поручить, а тут какие-то не местные, все что-то не то рисуют. И ничего, что товарищ Олег - известный нелюбитель исторических статусов да охраняемых домов. Ведь даже Елена Перетягина, глава областного комитета по охране объектов культурного наследия, солидарна с Евгением Валерьяновичем. Отчего, интересно, такая благосклонность чиновников к товарищу Олегу? Может, оттого, что с местным проектировщиком можно вместе эти самые границы порисовать, если уж сильно захочется? Он бы, наверное, и спорить не стал.
Творчество - оно очень заразительно. Особенно, когда вокруг столько талантов.
В феврале 2019 года президент поручил губернатору и Минкульту совместно обеспечить государственную охрану объектов культурного наследия Томска и отчитаться до 31 мая. И в начале мая 2019 года градостроительный совет при губернаторе Томской области одобрил-таки проект границ Томска как исторического поселения федерального значения. Одобрил - значит, ура? Ну, почти. Потому что Минкульт в январе 2020-го проект исторического Томска тоже одобрил, а утвердить не вышло: регион попросил федерацию отложить утверждение! Три-четыре месяца, по словам творческого человека Евгения Валерьяновича, чтобы внести технические правки. Создали рабочую группу по доработке, которая уже практически доработала и вот-вот отправит проект утверждаться, и уж в следующем году границы исторического Томска точно будут. Наверное.
А толку-то? Здание на Сакко, 5 все равно уже снесли. Старые дома понемногу добровольно-принудительно исчезают, муниципальные программы по их сохранению сворачиваются, финансирование сокращается: на 2021 год на сохранение памятников архитектуры заложено 2,6 млн местных рублей.
Похоже, Томск, твоя каменно-кружевная история площадью 3% в инновационные планы и надчеловеческие проекты не входит, от слова «совсем». Даже мешает. Что ж, иногда такое случается с городами. Грустно, но предсказуемо.
Вообще, тянуть резину и изображать интерес при его отсутствии - тоже особый талант нужен. А доходы от «набережных» - в разы приятнее, чем расходы на охрану старых деревяшек. То ли дело гранит - он в огне не горит, он надолго. Правда, Иван Григорьевич?
С такими «талантами» скоро в городе охранять будет нечего.