Власть беспорядка – беспорядок власти: с Днем Конституции!
То, что происходило в субботу в Москве, – не новость. В 2002-м на Манежной было даже хуже.
Тогда просмотр матча Чемпионата мира между Японией и Россией закончился колоссальным погромом, ОМОН был атакован, избит и обращен в бегство, фанаты шли по Тверской, жгли машины и били витрины. Они пошли громить японское посольство и избили участника конкурса Чайковского – китайского музыканта. Десятки людей были ранены, один убит. На сей раз «обошлось» – назовем это так.
Накануне мы с Василием Уткиным разговаривали со слушателями об убийстве Егора Свиридова, о перекрытии Ленинградки и т.п. Нам позвонил парень, который участвовал в походе к Головинской прокуратуре и тоже «перекрывал». Он говорил о том, как все были возмущены именно тем, что участников смертельной драки сначала задержали, а потом, якобы под воздействием влиятельных представителей диаспор, отпустили. Мы спросили: «А если бы Егора убили Иванов, Петров и Сидоров и отмазывать их приехали бы такие же Ивановы и Сидоровы – народу к Головинке пришло бы столько же?» «Однозначно меньше», – ответил нам слушатель, всячески подчеркивавший, что националистическая тема в их протесте у большинства была сильно на заднем плане, а известные лозунги скандировали поначалу единицы, а то, что потом подхватили, так это, скорее, по привычке – ну надо же что-то скандировать, а клич «А ну-ка, давай-ка, у..бывай отсюда! Россия для русских, Москва для москвичей» я, например, слышал еще в конце 80-х, когда активно ходил на футбол.
Эта история, как коктейль. Вынь из коктейля хоть один ингредиент – и коктейля не будет. Здесь были одновременно смешаны привычное милицейское наплевательство, кавказцы и фанаты. Не было бы чего-то одного – не было бы ничего. А так – словно прожектор нестерпимо ярко осветил все вокруг.
Мы имеем три проблемы. Во-первых, всякий вакуум – заполняется. Там где нет закона и порядка, начинают править беспорядок и беззаконие. Фанаты проводят одну за другой все более агрессивные несанкционированные акции, но милиция вынуждена их допускать, вынуждена вести переговоры, вынуждена оправдываться и давать обещания. Здесь есть и положительный момент. Потому что милиция все эти дни до последнего пыталась избежать прямого столкновения и пресекала беспорядки, насколько это возможно, адекватно, а по некоторым свидетельствам – почти героически. Например, когда буквально грудью защищала случайных кавказцев, на свою беду попавших в этот котел. Но все это просто доказало, что власти адекватно реагируют только на агрессию. Мирный протест приличных людей – как на Триумфальной – подавляется вызывающе жлобски. Власть именно этих людей всегда считала реально опасными и по-настоящему вражескими. Подлинная же опасность мило игнорировалась. Вот и получите.
Вторая проблема (я перечисляю не по степени важности, а в произвольном порядке) – националистическая. Москва, Питер, другие большие города – да и не только большие уже – это сгусток ненависти к инородцам, приезжим, «черным», «чуркам». И мы прекрасно видим, какой небольшой фитиль нужно поднести, чтобы бочка с порохом взорвалась. «Небольшой», потому что Егор Свиридов хоть и был в своих кругах не рядовым активистом, но все-таки он не был известен так широко, чтобы бунтовать начали обе столицы! Ведь самое показательное тут то, что плечом к плечу со спартаковскими болельщиками стояли фанаты ЦСКА, «Динамо», «Локомотива». В обычной футбольной жизни – они враги. Они могут преспокойно колошматить друг друга, их, казалось, ничего не связывает. Здесь же они объединились моментально. С ними солидарен Питер, который люто ненавидит спартачей и динамовцев!
Они не за Свиридова вышли биться! И это настроение прекрасно почувствовали ДПНИ и прочие подобные организации. Им и работу-то особую проводить не пришлось, почва уже взрыхлена и удобрена – только засевай! Да, когда толпы фанатов скандируют упомянутые лозунги, они чаще всего делают это по шаблону, не вкладывая в свои вопли осмысленного радикализма, но это не значит, что и национализма нет. А с точки зрения государства – его нет! Оно, возможно, не знает, что с ним делать, оно кивает на Париж с его беспорядками или на другие страны с похожим проблемами, но Париж далеко, а Манежная – рядом! Ничего не делая для решения очевидной проблемы, государство каждодневно мило поигрывает с радикалами. Все преступления на национальной почве квалифицируются как бытовуха! Специальный праздник придумали – 4 ноября, ставшее Днем Националиста! Да там половина из них давно в тюрьме должна сидеть, а они интервью и комментарии дают! Но я еще раз говорю: вакуум заполнится все равно. Если вы не знаете, чем его заполнить, вместо вас это придумают другие. Смотрите на Манежную во все глаза!
Третья проблема – фанаты. И снова приходится повторяться: на сегодня это самая активная, самая сплоченная, самая радикальная группа в обществе. Кого-нибудь интересует, кто ведет этих парней? Какие организации «работают» в этой среде? Беспорядки на трибунах происходят столько, сколько проводится чемпионат России по футболу. А ветераны фанатизма начали бузотерить еще в середине 70-х! Но милиция до сих пор не имеет никаких баз данных. У нас нет, как, например, в Англии, «черных списков» лиц, которым запрещен проход на трибуны и запрещен выезд на футбол за рубеж. У нас есть камеры слежения, но хоть кого-то реально этими камерами зафиксировали? Кого-то искали? Нашли кого-то? Фанаты договариваются о своих акциях заранее. Кому интересно, те знают их сайты, знают про их затеи. Только правоохранительные органы не знают ничего.
После безобразий в Словакии кого во всем обвинили? Словаков! Мол, они плохо досматривали перед входом на арену, слабо реагировали. Наши приехали в чужую страну, навзрывали на трибунах петард и прочей пиротехники, выбегали на поле – и вообще делали все, чтобы сорвать матч. Они именно за этим и приехали и не скрывали этого! А виноваты словаки!
РФС борется с проявлениями расизма и прочим безобразиями на трибунах. Но как? Штрафами. Он штрафует клубы. «Спартак», ЦСКА и «Зенит» – три самых мощных по числу фанатов клуба – заплатили в этом сезоне 9 миллионов рублей за своих болельщиков. Стало меньше безобразий? Опять-таки – кто-то наказан? Ни фига подобного. РФС вместо того, чтобы каким-то образом решать проблему на своей территории, вульгарно обогащается! Зарабатывает на хулиганстве! Фанаты зажигают, а РФС получил за это 9 миллионов!
У нас есть Министерство спорта и молодежной политики. Это как раз его работа, профильная. И чем же занят у нас замминистра Якеменко? Якеменко и его соратники занимается всякой мутатой на Селигере.
Ребята, а чего вы ожидали? Менты отпускают «без причины» участников драки, завершившейся убийством, власти заигрывают с националистами и не видят самого национализма, РФС зарабатывает на национальной розни деньги, «Наши» «отдыхают» на Селигере. Да по сути-то никто же ни хрена не делает. И тогда за дело берутся другие!
Да, фанатские группы не столь многочисленны. И потенциал их роста не так велик. Но радикальные группы всегда невелики. И революции затевают не миллионные толпы. Миллионные толпы появляются потом. Когда ситуация созревает. Как огонь, который до поры гуляет в перекрытиях ветхого здания, чтобы вырваться наружу в одно мгновение повсюду. Практика показывает, что те же кавказцы не станут терпеть и ждать, пока их начнут отстреливать, как на сафари. Тот же заграничный и фанатский, в том числе, опыт, говорит о том, что меньшинства тоже начинают сливаться в группы. И переходят в контрнаступление.
Все нынешние меры напоминают лечение серьезной болезни жаропонижающим. Сама болезнь не лечится, ее причины не устраняются. Больному просто сбивают температуру. Но при серьезных болезнях сбивать температуру можно лишь несколько дней, а потом лекарство перестает действовать, и таким лечением больного уже не вылечить.
Да, чуть не забыл. 12 декабря – День Конституции. Очень кстати пришелся праздник. Поздравляю!