Кавказ: проигранная война

Что на самом деле происходит на Кавказе — не сможет сказать, наверное, никто.

Большинство обывателей вполне удовлетворено потоком типа-новостей, льющихся с телеэкрана: пара небольших терактов в месяц, пара-тройка пойманных террористов, строго грозящий пальцем Путин и общее ощущение сытого благополучия, которое слегка тревожат отдельные несознательные.

Обыватель полиберастнее читает Новую и слушает вражеские голоса, а потому рассматривает Кадырова как временщика-выскочку, в отношении которого ФСБ или кто покруче когда-нибудь наконец прозреет и имитирует несчастный случай.

Люди компетентные знают отдельные детали реальной, весьма страшной ситуации, которая в настоящее время имеет место даже не столько в буйной Чечне, сколько в Ингушетии и Дагестане — но предпочитают помалкивать, потому что до Кавказа все-таки далеко, а в Москве, глядишь, и не тронут, да и вообще, скорее всего, так или иначе, а все утрясется.

На самом деле, конечно, не утрясется.

Из чреды ежедневных убийств, терактов и похищений людей, происходящих в Дагестане, Ингушетии и Чечне (а также десятках сопредельных территорий) складывается интересная картинка. По отдельности убийства милиционеров, похищения федеральных чиновников и взрывы на дорогах кажутся сумбурной деятельностью бандитов-недобитков и криминальных структур. Вместе они представляют собой систематическую работу против федерального центра.

При этом совершенно непонятно, кто именно работает против федералов. Мощного организованного подполья вроде бы нет ни в Дагестане, ни в Ингушетии, ни, теперь уже, в Чечне. Само собой, федералы не настолько сильны в этих республиках, чтобы наверняка знать что-то достоверно и точно – но в любом случае стукачество даже здесь находится далеко не вне закона, и рано или поздно что-нибудь просочилось бы.

Не просачивается.

Даже когда-то вброшенный, с легкой руки одной высокопоставленной российской фигуры, миф о засилии Аль-Каеды на российском Кавказе давно протух и, при всей своей силе воздействия на обывателя, больше не достается из пронафталиненых загашников. В самом деле, допустить безнаказанную деятельность иностранной террористической группировки на территории России – означает расписаться в полной прозрачности российских границ и отсутствии хотя бы относительно сносной работы спецслужб.

Границы страны в районе «горячих» республик, действительно, полупрозрачны. По очень простой причине – нет никаких оснований делать их непрозрачными. Все, что не делается за деньги, делается за большие деньги, а российских пограничников слишком долго интриговали с экрана телевизора тем, как и за сколько должен продаваться настоящий боец. Но Аль-Каеды в России нет по совсем другой причине – Россия ее не интересует. Интересовала бы – все было бы совсем иначе. Не доморощенный теракт в метро, не взрыв на посту ГИБДД, а как минимум рухнувшая Саяно-Шушенская. Не дай Бог, конечно. Но у России нет своего Ирака – и Аль-Каеда ее не трогает. О чем, как говорят, ежедневно возносят благодарственные молитвы прямо в некоем домике на Старой площади.

Но вернемся к нашим абрекам.

Ситуацию тщательно скрывают от прессы, которая, впрочем, и сама боится лезть глубоко. Даже у отмороженной Новой, похоже, есть определенные договоренности, о чем писать, а о чем не надо. Про танки в Беслане – можно. Про статистику преступности против федералов в Дагестане – нельзя. Вернее, можно, но осторожно. Без выводов.

Однако, если системной оппозиции на Кавказе нет, кто же, говоря бытовым языком, мочит федералов? Есть идеи? Правильно. Несистемная оппозиция. Или, попросту говоря, народ. Которого не устраивают две вещи: собственно федералы и отсутствие нормальной жизни, в чем (как минимум, по мнению этого самого народа) виноваты все те же федералы.

В самом деле, жителю какой-нибудь российской провинции очень трудно представить себе существование рядового дагестанского обывателя. Уклад его жизни сам по себе весьма замысловат: постоянные распри между народностями и кланами, все эти хитросплетения политики лакцев, аварцев, даргинцев и так далее, борьба за власть, взятки, подарки, помноженные на догматику ислама и разногласия между суннитами и шиитами. Однако это – свое, привычное и потому терпимое - а кому не нравится, тот собирает манатки и едет к землякам на какой-нибудь московский рынок. Там, конечно, тоже не сахар, взятки и милицейские дубинки никто не отменял – зато можно пить водку, приставать к девушкам и не уважать стариков.

А вот присутствие федералов – отнюдь не привычное, не родное и не терпимое. Когда пьяные русские милиционеры врываются в село с придуманным мотивом «поиска террористов», походя приставая к девушкам и щедро раздавая тумаки мужчинам – рука горца сама тянется к прикопанной еще в XIX веке трехлинейке. И, в отличие от какой-нибудь Рязани, обиженного обывателя не утешает обещание милицейского начальства когда-нибудь с кем-нибудь из нарушителей строго разобраться.

Пятерка «приморских партизан» буквально поставила на уши все спецслужбы России. Еще бы – с их точки зрения, произошло невозможное: стадо пошло против пастуха, покорная корова отказалась смиренно воспринимать пинки и решила пободаться. На Кавказе такое происходит даже не каждый день, а несколько раз в день. На уши никто не встает. Казалось бы, странно.

На самом деле – ничего странного.

В том же Дагестане живет всего вдвое больше людей, чем в Чечне. Вроде бы, чего проще (и привычнее) – объявить контртеррористическую операцию, ввести войска, блокировать все дороги, и... А вот и нет. Не получится. В Чечне были системные вооруженные формирования. В Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии их нет. Недоволен народ. Народ не устраивает федеральная власть. Народ, пока еще тихо, но все сильнее хочет маленькую исламскую республику (или даже монархию), пусть даже с жестокими законами шариата – но чтобы это был закон, а не пьяный ОМОНовец, вламывающийся в дом только потому, что у него чешется.

И такая маленькая победоносная контртеррористическая операция попросту обречена на провал. Мы это уже проходили в Афганистане. С народом бороться можно только бинарными боеприпасами. Чтобы хлоп – и никого в живых. Гектарах на двухстах. В противном случае из каждой форточки будут стрелять в спину. Из каждой.

Кроме того, имеется еще один фактор. Внешнеполитический. В свое время исламские страны откровенно прохлопали ситуацию с Чечней, которая была непонятна и неуправляема. Урок пошел впрок: сейчас все ближневосточные игроки напряжены, как электричество. Южный федеральный округ буквально наводнен иностранной разведкой – причем ее основной контингент составляют турки, оперативно отслеживающие ситуацию, и американцы, опасающиеся прохлопать и этот вариант. По некоторым данным, федеральное правительство уже получило от ближневосточных соседей крайне доброжелательную рекомендацию не обострять. Во избежание. Как альтернатива, Кремлю был предложен на рассмотрение вариант вооруженного конфликта, например, с объединенными силами Турции, Саудовской Аравии и Ливии, и как следствие – однозначная потеря всех исламских республик.

По слухам, Кремль даже не пытался возражать. Все-таки это не десяток танков загнать в Южную Осетию и попугать ими грузинских ополченцев. Абсолютно небоеспособная российская армия не выдержит даже небольшого серьезного конфликта, проиграв уже на этапе доставки войск к месту событий.

Выводы из изложенного весьма неутешительны. Кремль скрывает ситуацию на Кавказе не от хорошей жизни: он просто не способен ничего сделать. Терять исламские республики – означает терять все остатки репутации и инициировать развал всей страны. Остается закрывать глаза на происходящее и заливать разгорающийся бензин соляркой в глупой надежде: вдруг да потухнет.

На самом деле, конечно, не потухнет. Просто Россия обзаведется своей собственной Северной Ирландией, со всем прилагающимся букетом: терактами, религиозными конфликтами и миллиардами, уходящими в никуда.

Удачи, мистер Путин.

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=87133

bytes: 7941 / 7941

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Леонид Улих, социальный эколог, социал-обозреватель.

На сайте опубликовано 101 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Страна" (Россия)

Битва за Крым: зимний раунд Россия проиграла, но основная схватка еще впереди

С весны прошлого года живу в Крыму. Честно сказать, чувствую себя рефери на ринге, наблюдающим, сколько очков пропустила Россия или Украина в битве за своенравный полуостров. Вплоть до конца прошлого года разрыв в счете приближался к астрономическим значениям (в пользу России).

Эдуард Журавлев

СтранаРоссия

9808

16.01.2015

Лица Сибири

Николаев Николай

Агафонов Глеб

Зубарев Виктор

Гук Денис

Иовлев Владимир

Евладов Алексей

Моисеев Роман

Юмашев Евгений

Полонин Андрей

Марач Сергей