Правозащитники: Плановый набор в российскую армию узаконил беззаконие
В России воинский призыв идет не по закону, а по плану. Правозащитники винят военкоматы и советуют потенциальным жертвам военных быть более активными, защищая свои права.
То, что выполнение плана по призыву в армию в России проводится с нарушениями, давно известно. Чтобы поставить под ружье нужное количество новобранцев, военкоматы прибегают к помощи милиции, игнорируют нормы закона об обязательном проведении квалифицированного медицинского освидетельствования, не обращают внимания на отсрочки. Весенний призыв 2010 года не стал исключением. Об этом правозащитники заявили 1 июля в Москве, где прошла пресс-конференция "Итоги весенного призыва. Беззаконие при призыве".
Армия "пограничного состояния"
По данным правозащитников, в вооруженные силы призывают больных призывников, даже новобранцев с четвертой, так называемой "пограничной", группой годности. Инспекционная поездка председателя Хабаровского краевого общественного движения "Комитет солдатских матерей" Валентина Решеткина совместно с командованием Дальневосточного военного округа в одну только воинскую часть в Хабаровском крае показала: у 80 процентов военнослужащих по призыву имеется четвертая группа годности, из них у 50 процентов - 4-я группа нервно-психологической устойчивости (НПУ-IV).
Таких солдат по закону не имеют право ставить в наряды, привлекать к несению караульной службы, им нельзя доверять оружие, поскольку в ситуации стресса, неблагоприятных условий и повышенных физических нагрузок у данной категории людей состояние может резко ухудшиться.
"Нужно срочно поднимать вопрос о недопустимости призыва в армию молодежи с пограничным состоянием здоровья, - комментирует ситуацию Валентин Решеткин. - Нельзя допускать, чтобы в войска шла молодежь с Б-3, Б-4, то есть пограничным состоянием здоровья, особенно по психиатрии".
Военкоматы решают все
Но каким образом молодые люди, непригодные к военной службе, попадают в армию? По мнению правозащитников, повинны в этом военкоматы. О том, как на самом деле действует машина, обеспечивающая план по призыву на пресс-конференции в Москве 1 июля 2010 года рассказали молодые люди, пострадавшие от произвола военных. Например, Сергей Кафтанов, который отказался выполнить решение о призыве на военную службу, но до сих пор не может доказать, что у него есть законное право на отсрочку от военной службы. У него их даже две: во-первых, Сергей является студентом Московского авиационного института, во-вторых, у него есть многократно подтвержденное гражданскими медиками плоскостопие и ряд других заболеваний.
Отцу Сергея пришлось фактически отбивать сына у работников военкомата, которые были уже готовы отправить молодого человека в часть. Это было в конце мая нынешнего года. И хоть юношу тогда отпустили домой, мучения на этом не закончились. Из военкомата стали приходить повестки, в которых под разными предлогами предлагалось явиться в военкомат. Поскольку у Кафтановых уже был печальный опыт общения с военными на их территории, папа с сыном проигнорировали все повестки. Вместо этого Александр Кафтанов обратился к военкому города Москвы с просьбой навести порядок в подведомственном ему районном подразделении.
Жалоба была принята к рассмотрению, однако повестки продолжали приходить. В конце июня, не дождавшись ответа по своей жалобе, Сергей с отцом обратились в суд, о чем уведомили руководство районного военкомата. Но и это не возымело никакого действия, разве что теперь военные не пишут, а звонят с угрозами, обещая отправить молодого человека в воинскую часть. Когда состоится суд, в семье призывника не знают, но правозащитники уверены, что решение будет принято в пользу Сергея Кафтанова.
Активная защита – залог успеха
Пример того, как гражданин России может противостоять незаконным насильственным действиям сотрудников московского военкомата, показал Роман Пальвелев. Его история в целом похожа на историю Сергея Кафтанова, но в отличие от Сергея Роману пришлось самостоятельно защищать себя.
Сначала шла бумажная война с военкоматом. Несмотря на то что еще в апреле Роман Пальвелев предоставил все документы, дающие ему право на отсрочку по состоянию здоровья, оказалось, что в его личном деле нет никаких пометок об этом и призывная комиссия приняла решение об отправке молодого человека в часть. На сборный пункт приказано было явиться 27 мая, однако Роман успел до этой даты подать жалобу в городской военкомат.
Фактически все действия в отношении призывника должны быть тут же приостановлены. Однако 31 мая два сотрудника милиции забрали молодого человека из дома и доставили в военкомат. Что творилось потом, Роман описывает как психологическое и физическое давление. Молодого человека хотели насильно побрить, а когда он захотел покинуть здание военкомата, его не пустили. Спустя некоторое время Романа, с его слов, за руки и за ноги вынесли из здания, поместили в автобус и отвезли в городской сборный пункт.
Все это время молодой человек требовал, чтобы к нему пустили адвоката или маму и чтобы его делом занялись сотрудники правоохранительных органов. Однако когда на сборном пункте появились милиционеры, ситуация обернулась против самого Романа. Сотрудники правоохранительных органов силой заставили молодого человека пройти дактилоскопию. Но Роман продолжал стоять на своем, отказывался ставить подпись, не отдавал паспорт. В 19 часов Романа Пальвелева отпустили домой, взяв с него расписку, что он... обратится в суд с жалобой. Молодой человек так и сделал. Рассмотрение дела в суде назначено на 3 июля.
Несколько странное решение военных председатель "Движения против насилия" Сергей Сорокин объясняет очень просто: столичные суды чаще всего решают такие случаи в пользу истца, то есть подтверждая право молодого человека не служить в армии, но не наказывает военкоматы, при этом те, кто занимается призывом, получают аргумент, который объясняет, почему не был выполнен план по набору новобранцев.
Сорокин также заявил, что считает призыв исключительно "коррупционным процессом". Правозащитник назвал рыночную стоимость отсрочки от армии. Сегодня откупиться можно за 150 тысяч рублей. Эта сумма, по словам правозащитника, делится между заинтересованными лицами, от военкома до врача, чтобы никто из этой цепочки не смог свидетельствовать в суде, не рискуя подставить себя. Понятно, что тот, кто не платит, тот и попадает в жернова призывной комиссии. Поэтому же, по мнению правозащитников, большинство нарушений во время призыва связано именно с медицинским освидетельствованием.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Для эффективной защиты от произвола военкоматов правозащитники советуют быть более активными. Руководитель центра поддержки призывников "Отсрочки.Ру" Иван Самарин поставил в пример Романа Пальвелева, которому удалось отстоять свое право на отсрочку. При этом горячие линии, созданные в Москве специально в помощь призывникам, Иван Самарин назвал фикцией.
"Ничего, кроме совета обратиться в прокуратуру и в суд, позвонившим туда ждать не стоит. А как добраться до этого суда, если ты уже на сборном пункте, тебе никто никогда не скажет", - считает правозащитник. Выходит, что лучший способ борьбы за свое спасение от армии - это активность и смелость.