Эти следы не остынут
Что доподлинно известно следствию и что ему предстоит выяснить.
Следственная группа по расследованию терактов в московском метро, сформированная меньше чем через час после взрыва на «Парке культуры», объединила лучших специалистов МВД, ФСБ, Следственного комитета при Генпрокуратуре и других ведомств. Члены следственной группы говорят, что расследование терактов идет «интенсивно и слаженно»: сотрудники ФСБ и МВД, привлеченные к расследованию, стараются «забыть распри» между их ведомствами и «не тянуть одеяло на себя».
В следственной группе отмечают, что информация, которой располагает следствие, «очень разрозненная и пока в единое целое не сложилась». Основная версия следствия на утро 1 апреля — месть за ликвидацию Саида Бурятского. Именно он отвечал за подготовку смертников на всем Северном Кавказе.
Девушка, подорвавшая себя на «Парке культуры», уже опознана — это дочь недавно уничтоженного боевика. Источники отдельно уточнили: смертница не была родственницей Саида Бурятского или Анзора Астемирова, верховного судьи шариатского суда Имарата Кавказ (в СМИ озвучивалась версия, что одной из смертниц была бывшая жена Анзора Астемирова Зухра Ципинова. — Е.К.). Информация о том, что в подготовке терактов принимали участие члены тейпа Картоевых (нескольких членов этого тейпа ныне обвиняют в подрыве «Невского экспресса»), пока не подтверждается. «И скорее всего не подтвердится, — сказал мне сотрудник МВД. — Они и по делу «Невского экспресса» притянуты за уши, доказательной базы — ноль».
Уже установлено, что смертницы прибыли в Москву на автобусе из одной из северокавказских республик (источники уточнили: не из Чечни). И вопреки широко разошедшейся информации, следователи считают, что пояс шахида, взорвавшийся на «Парке культуры», не был начинен болтами и гайками. «Мы не нашли шрапнели на станции и в вагоне, — говорит наш источник из МВД. — И раны на осмотренных нами телах нехарактерные — шрапнель дает более частые, кучные, глубокие раны. Работают судмедэксперты, но пока мы считаем, что пассажиров убивала и калечила взрывная волна и разлетающиеся предметы: например, металлические ручки, осколки, другое твердое содержимое сумок». (В редакции на этот счет имеется противоречивая информация. В московском морге №2, куда привозили тела погибших на «Парке культуры», нам сообщили, что к вечеру 1 апреля извлекли из тел погибших уже около трех килограммов рубленой арматуры.)
Серьезные силы брошены на то, чтобы найти мужчину и двух женщин, сопровождавших смертниц. Они террористы, они опасны, и они на свободе. «На самом деле неизвестно, сколько смертников подготовлено и прибыло в Москву», — признался один из членов следственной группы.
«Грузинский след» в московских терактах, о существовании которого заявил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, по нашим данным, следствие не рассматривает. «Это просто еще одно популистское заявление последних дней, — сообщил источник. — Сейчас многие пытаются на терактах набрать себе политические очки. Хочется попросить этих людей не мешать нам работать. Будет информация по грузинам — будем работать по грузинам. Пока такой информации нет. Есть предположения, что смертниц готовил инструктор с Ближнего Востока. Вот «ближневосточный след» мы работаем».
Источники сетуют также на утечку материалов уголовного дела — в частности, фотографий смертниц. «Нужно понимать, что сейчас проходят оперативные мероприятия. И в этот период следственная информация вынужденно дается очень дозировано. Мы понимаем нетерпение журналистов, нетерпение общества, но каждая утечка корректирует наши планы. Это очень неудобно».
Между тем амир так называемого Имарата Кавказ Доку Умаров взял на себя ответственность за теракты в московском метро. Вечером 31 марта на сайте YouTube.ru появилось его видеообращение, записанное 29 марта. «Пока предварительные результаты расследования говорят скорее за то, что Умаров действительно имеет отношение к московским терактам, — сообщил источник в ФСБ. — Но он политик, у него свои интересы. Он мог взять теракты на себя, чтобы, скажем, получить дополнительное финансирование. Поэтому верить мы ему не можем, но в расчет его слова мы уже приняли».
P.S. Редакции также стало известно, что некоторые члены следственной группы вечером 31 марта указанием руководства МВД были временно переброшены на «сопровождение» очередного несогласованного митинга оппозиции на Триумфальной площади. Это забивание гвоздей микроскопом связано, в частности, с прошлогодним расформированием мощных структур МВД, работавших по предотвращению и расследованию терактов, — федерального Центра «Т» и департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Видимо, руководство МВД, отрывая экспертов от расследования, посчитало московскую оппозицию более опасной, чем оставшиеся на свободе террористы.
Досье «Новой»
Зухра Ципинова, бывшая жена Анзора Астемирова
В 2000 году Зухра Ципинова вышла замуж за молодого богослова Анзора Астемирова. Астемиров в то время еще не числился боевиком. Они были женаты четыре года. Зухра так описывает их совместную жизнь: «Все это время Анзор глубоко изучал ислам, уезжал, приезжал, а я воспитывала сына».
К 2005 году стало известно о том, что именно Астемиров организовал нападение на нальчикский Госнаркоконтроль в декабре 2004 года. С тех пор он пропал. Через год Ципинова была с ним официально разведена, т.к. больше года муж не давал о себе знать.
После нападения на Нальчик, также организованного Астемировым, дом Ципиновой пережил несколько обысков, саму ее многократно задерживали. Ципинова находилась под пристальным наблюдением милиции и ФСБ. Однако никаких обвинений ей предъявлено не было.
Зухре пришлось поменять фамилию сыну: с фамилией «Астемиров» его даже в детский сад не брали.
В 2007 году Зухра снова вышла замуж — за Ибрагима Боташева, уехала с ним в Адыгею. Вскоре против Боташева было возбуждено уголовное дело опять же по подозрению в террористической активности. Родные Боташева, однако, полагают, что дело было сфабриковано. О многочисленных нарушениях в уголовном деле против ее нового мужа Зухра Ципинова писала в прокуратуры различных уровней, правозащитникам, президенту РФ. Она предполагала, что дело против ее нового мужа возбуждено с целью ее шантажа, однако отрицала, что поддерживает связь с бывшим мужем.
Все это время Зухра Ципинова вела открытый образ жизни, не стеснялась публичности.
Картоевы, обвиняемые в причастности к «Невскому экспрессу»
Трое братьев Картоевых (Тархан, Татархан и Беслан) были арестованы 2 марта в ходе спецоперации в ингушском селе Экажево. Еще четверо братьев Картоевых были убиты в ходе той же спецоперации.
Дома Картоевых, как сообщили их родственники правозащитному центру «Мемориал», в ходе спецоперации были взорваны и разграблены.
Первоначально братьев Картоевых обвиняли в причастности к вооруженному подполью, а также в укрывательстве Саида Бурятского, ликвидированного, со слов следствия, в ходе той же спецоперации. Позже следствию удалось установить, что именно Саид Бурятский организовал подрыв «Невского экспресса», и Картоевы в этом тоже участвовали.
Вскоре были арестованы еще семеро членов тейпа Картоевых и Зелимхан Аушев, проживавший здесь же, в Экажево.
1 апреля всем им было предъявлено обвинение по «Невскому экспрессу».