Семейная программа
Правительству припомнили обещание расформировать детдома.
Несмотря на заявления президента Дмитрия Медведева о необходимости создания федеральной программы реструктуризации детских домов и интернатов, формализованных планов их ликвидации у правительства нет. И детских правозащитников этот факт беспокоит не потому, что чиновники не торопятся исполнять пожелания главы государства, озвученные еще Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию в 2006 году, а потому, что без этой программы возможны рецидивы скандалов, подобных случившемуся в школе-интернате в Ижевске, где несколько воспитанников порезали себе вены в знак протеста против действий администрации. Об этом заявил вчера глава Межрегионального союза выпускников детских домов и интернатов Анатолий Рабинович.
По мнению г-на Рабиновича, снизить риск повторения «ижевской трагедии» можно только в том случае, если в России появится системный подход к проблеме существования, по сути, закрытых от общественности учреждений для несовершеннолетних. Напомним, что власти изучали возможность постепенного отказа от государственных приютов и перехода к таким формам устройства сирот, как семейные детдома и патронатные семьи. Однако сейчас, по словам Анатолия Рабиновича, отношение региональных властей к реструктуризации детдомов, как правило, остается сугубо формальным. «Вместо того чтобы разукрупнять эти учреждения, по факту их делают еще больше, объединяя сразу несколько интернатов в один большой», -- отмечает г-н Рабинович, добавляя, что столь недальновидные действия региональных властей лишь усугубляют проблему детского насилия в интернатах и детдомах. Правозащитник подчеркивает, что, помимо организационных решений, касающихся интернатов, необходимо обеспечить возможность получения специального образования руководителями интернатов. В том же Ижевске, считает г-н Рабинович, педагоги просто не знали, как обращаться со «сложными» детьми. Лидер союза выпускников детдомов прогнозирует, что замена директора ижевской школы-интерната Дмитрия Гаврикова к кардинальному улучшению ситуации не приведет, «поскольку на его место скорее всего придут люди, также не имеющие представление о том, как воспитывать этих детей».
Правозащитники считают необходимым и повышать квалификацию персонала государственных служб опеки и попечительства, то есть чиновников, от которых в конечном итоге зависит количество обитателей приютов. «Чиновникам намного легче лишить родительских прав человека, нежели разобраться в конкретной проблеме. Часто бывает так, что они отбирают ребенка у людей, которые еще в состоянии исправиться», -- утверждает руководитель общественной организации «Право ребенка на семью» Светлана Пронина. По ее мнению, в службах опеки должны работать профессиональные психологи, а не клерки, «которые профессионалами быть по определению не могут».
Повышать уровень профессионализма служащих в учреждениях опеки, по мнению г-жи Прониной, нужно и для того, чтобы помогать выпускникам интернатов социализироваться. Она вчера поддержала озвученную ранее уполномоченным по правам ребенка в Москве Евгением Бунимовичем идею о создании института так называемого постинтернатного патроната. Именно этот институт должен следить за обустройством бывших воспитанников детдомов во «взрослой жизни». «Доходит до того, что ребята после выпуска не знают, как заварить чай. Не потому, что они не хотят этого делать, а потому, что не умеют: в интернате это делают за них», -- привела пример правозащитник.