Второй этап провальной реформы
Новые пенсионные инициативы правительства не сулят россиянам ничего хорошего.
Несколько дней назад на канале НТВ прошло ток-шоу, посвященное вопросу о том, нужно ли обеспечивать стариков нормальными пенсиями. Одним из главных героев шоу был известный актер Юрий Назаров, объяснявший аудитории, что не может жить без работы, в том числе и потому, что на пенсию ему не прожить. Другой герой – молодой бизнесмен, заявивший по ходу передачи, что за один вечер может заработать больше, чем составляет средняя годовая пенсия, ратовал, в общем-то, за то, что страна и общество не обязаны заботиться о пенсионерах.
Первое, что бросилось в глаза – это заявление о вечернем заработке представителя явно не слишком большого бизнеса. Если он может вот так заработать сумму, превышающую годовую среднюю пенсию, то что такое эта средняя пенсия? Не находится ли наше государство в состоянии тяжелого социального кризиса?
И второе: мысли высказанные молодым предпринимателем слишком совпали с теми, что незадолго до него высказал первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов на состоявшейся 21 января международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия". По словам вице-премьера, государство гарантирует россиянам минимальную пенсию, о достойном же ее размере они должны позаботиться сами: будущие пенсионеры должны рассчитывать или на себя, или на семью, или меньше потреблять в старости. При этом было заявлено, что к 2020 году существенно возрастет прослойка тех, кто может позволить себе частные пенсионные сбережения.
Такая стратегия автоматически отбросит за грань бедности всех, кто, согласно правилам пенсионной реформы, по возрасту не попал в систему пенсионных накоплений. На них государство, судя по всему, поставило крест.
Однако не слишком повезет и многим из тех, кто в систему накопительных пенсий все-таки попал: один только нынешний экономический кризис заметно поубавил их накопления.
Но вот Минздравсоцразвития объявляет о начале второго этапа пенсионной реформы. До конца первого полугодия специально созданная рабочая группа предложит правительству варианты реформирования пенсионного законодательства.
Впрочем, нынешним и будущим пенсионерам радоваться не стоит: второй этап реформы точно не улучшит их будущего. Основной его задачей члены рабочей группы сразу же объявили повышение доверия к негосударственным пенсионным фондам, которые должны обеспечить приемлемый уровень пенсий.
Дело в том, что подавляющее большинство наших граждан справедливо решило: если их пенсионные деньги "сгорят" в государственном ВЭБе, то правительству придется хотя бы частично их возместить при выплате будущих пенсий. Что же касается разнообразных НПФ, появившихся в нужный момент, как по мановению волшебной палочки, то веры им, как не было, так и нет. За не очень долгий период часть этих фондов уже исчезла, часть слилась с другими, наглядно показав, что доверия многие из них не заслуживают. Но как узнать, какие именно? Ведь за пропажу денег в частном пенсионном фонде не должен отвечать никто. Бывшие хозяева фонда, а тем более их высокие покровители, без которых создание такой структуры невозможно, никому ничего не заплатят.
А, тем временем, переводу пенсий наших граждан из государственного фонда в НПФ и будет посвящен новый этап реформы.
Кроме того, чиновниками высокого ранга постоянно озвучивается тема повышения пенсионного возраста. Так, в начале января замминистра финансов Сергей Шаталов призвал как можно скорее начать обсуждение вопросов пенсионного возраста и софинансирования работниками своих пенсий. Эксперты тут же отреагировали на это заявление: правительство объявит о повышении пенсионного возраста в ближайшие год-два. Для мужчин срок выхода на пенсию может быть поднят на 5 лет, а для женщин – на 7 или даже на 10 лет. Таким образом, Минфин сможет решить проблему дефицита пенсионной системы, отложив выплаты проиндексированных пенсий для новых пенсионеров.
Однако, как известно, слишком многие российские мужчины попросту не доживают до 65 лет. Вполне возможно, что это и является главным стимулом для чиновников: повысили возрастную планку и решили вопрос дефицита Пенсионного фонда. Быстро и эффективно.
Ведь истинная цель нового витка пенсионной реформы не вызывает сомнений: государству срочно требуется найти способы хоть как-то снизить дефицит ПФ – организации, уже давно превратившейся в черную дыру, куда бесследно проваливаются миллиарды и миллиарды бюджетных рублей. И это при том, что пенсия в стране остается нищенской.
Впрочем, есть верный способ закрытия (хотя бы частичного) этой дыры: оставив Пенсионный фонд в качестве "копилки", распустить его как организацию. Государству не нужны тысячи и тысячи чиновников, перекачивающих пенсионные деньги в свои кошельки и при этом всячески затрудняющие их получение теми, ради кого эти средства и копятся. Государству не нужны бдительные инспектора, вычеркивающие у людей из трудового стажа отработанные годы, поскольку печать в трудовой книжке не кажется им достаточно четкой, а организация, поставившая эту печать, уже не существует и не может выдать соответствующую справку. Государству не нужны безумные ревизоры, проверяющие правильность ведения бухгалтерских документов на последнем месте работы претендента на пенсию.
Одна только ликвидация всей этой чиновничьей братии даст весьма ощутимую прибавку средств в бюджет ПФР. Если же подключить к делу органы дознания, взыскать все незаконно потраченные пенсионные деньги, реализовать построенные на них дворцы отделений фонда и квартиры его сотрудников, то не нужна станет и вызвавшая бурный протест бизнес-сообщества замена ЕСН страховыми выплатами.
И, наконец, самое главное. В России существует альтернативный вариант пенсионной реформы. Заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Оксана Дмитриева, один из давних и принципиальных критиков пенсионной реформы, и спикер Совета Федерации, лидер "СР" Сергей Миронов предлагают жестко привязать размер средней пенсии к средней зарплате, доведя это соотношение про крайней мере до 40% (минимума, объявленного Международной организацией труда).
При этом авторы альтернативного проекта резко критикуют своих оппонентов. Как отмечает Миронов, оценивая инициативы, предлагаемы правительственными чиновниками и партией власти: "По целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком".
Оксана Дмитриева, проверив формулы расчета пенсий и выяснив, что у мужчин, выходящих на пенсию, ее размер переходит в отрицательные величины, отметила не без сарказма: "Получается, что человек не только не получит пенсию, но и будет должен государству. Наверное, за то, что позволили дожить до пенсионного возраста".
Стаж и заработок – вот два основных столпа предложений Дмитриевой – Миронова. А также учет, как в советское время, "нестраховых периодов" – учебы на дневном отделении института, если между школой и вузом человек работал, и положенного по закону времени ухода за ребенком.
Сейчас, когда специальная правительственная комиссия готовит второй этап пенсионной реформы, стоило бы ответить на простой и четкий вопрос: чьим интересам будет служить этот самый этап – нынешних и будущих пенсионеров, как предлагают Дмитриева и Миронов, или чиновников ПФР и работников НПФ? Тех, кто переводит деньги на свои пенсионные счета, или тех, кто имеет реальную возможность распоряжаться чужими средствами? Если честно ответить на эти вопросы, все станет ясно. Но боюсь, честных ответов мы не услышим.
А потому наши пенсии не будут составлять даже 40% от зарплаты (на западе они составляют больший процент). Потому в качестве предмета гордости будет выставляться тот факт, что пенсии перевалили черту сомнительного прожиточного минимума. А молодой бизнесмен средней руки сможет спокойно заявлять в телекамеру, что за вечер заработал больше годовой средней пенсии. И ведь не соврет.