Однолюб, шутник и импровизатор Александр Ширвиндт
19 июля отметил юбилей Александр Ширвиндт. Как однажды заметил Марк Захаров, Александр Анатольевич никогда не вмещался в рамки театральных или кинематографических профессий. Актер, писатель, преподаватель, режиссер и руководитель Театра Сатиры, он остается обладателем уникальной профессии: "Он - Александр Ширвиндт. И этим все сказано!"
Одна из особенностей этой профессии - остроумие на уровне рефлекса. Реплики Ширвиндта стали украшением для десятков фильмов. У многих зрителей в лексикон вошла бессмертная фраза Гарриса-Ширвиндта из "Трое в лодке, не считая собаки": "Все в сад!". Автором слов для своих героев актер нередко становился сам.
По словам Ширвиндта, он одинаково любит и кино, и театр. Однако в последнее время театр - в приоритете. Вот уже почти тридцать Ширвиндт остается "доблестным рыцарем Театра Сатиры". Наградой за преданное служение стала премия "Хрустальная Турандот", которую Александру Анатольевичу вручили в преддверии 75-летнего юбилея.
Фамилия
Александр Ширвиндт родился в семье скрипача Большого театра и актрисы МХАТа. В их доме частыми гостями были известнейшие деятели искусств того времени: Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов... Еще в детстве Александра манил мир театра: в школе он участвовал в самодеятельности и готовился стать актером.
Впрочем, его родители всячески старались увлечь его музыкой. Однако каждый раз, когда Ширвиндт-старший появлялся со скрипкой и умолял заняться гаммами, его сын прятался от уроков в туалете, чем расстраивал многих соседей по коммунальной квартире.
Еще одним препятствием на пути к театру стала фамилия будущего актера. "Куда ты в артисты идешь с такой фамилией, кто это выговорит?", - говорили Александру. Но тот все же рискнул, и с первого раза поступил в Театральное училище имени Щукина.
История с фамилией повторилась позже, когда через четыре года Ширвиндту с молодой актрисой Некрасовой нужно было водить зрителей по Москве. "С такой фамилией - это утопия. И я стал Ветровым, - рассказывает актер. - Это была единственная моя программа под чужой фамилией. Почему Ветров? Потому что, когда сажали моих дядей и теток, меня на всякий случай отправили в поселок Сокол. Он до сих пор существует у станции метро Сокол. Там жили наши друзья Ветровы, и на некоторое время я стал Ветровым".
От капустников к эстраде
В 1956 году Ширвиндта приняли в Театр имени Ленинского комсомола. На сцене "Ленкома" он появился в 30 спектаклях. При этом главный успех молодому актеру принесли роли в спектаклях Анатолия Эфроса: Тригорин в "Чайке" Чехова, Людовик в "Мольере" Булгакова, Феликс в "104 страницах про любовь" и кинорежиссер Нечаев в "Снимается кино" Радзинского.
Ширвиндт был режиссером и исполнителем почти всех "капустных" номеров, придуманных в соавторстве с Гориным и Аркановым. Позднее эти навыки пригодились ему и на эстраде, где он работал как автор с Тарапунькой и Штепселем, Винокуром и Олейниковым и как исполнитель собственных текстов в дуэте с Державиным.
В 1968 году Александр Ширвиндт вслед за Эфросом ушел в Московский драматический театр на Малой Бронной. А через два года худрук Театра Сатиры Валентин Плучек пригласил его сыграть графа Альмавиву в "Женитьбе Фигаро".
Вначале роль графа Альмавивы в спектакле играл Валентин Гафт. Однако сразу же после премьеры режиссер устроил актерам "разбор полетов", сказав, что Гафт - не граф, а "какая-то урка". После этого Валентин Иосифович ушел из Театра сатиры, а на его место пришел Ширвиндт, пишет kp.ru.
В итоге граф Альмавива стал одной из лучших ролей в театральной биографии Ширвиндта. На протяжении почти двадцати лет спектакль шел при постоянных аншлагах. За этот срок Ширвиндт и исполнитель главной роли Андрей Миронов стали близкими друзьями. С этим спектаклем у Александра Ширвиндта связаны и одни из самых трагических моментов жизни. Во время одного из выступлений Миронову неожиданно стало плохо. Он умер на руках у друга, едва произнеся монолог своего героя.
Позднее, когда Ширвиндт стал худруком Театра Сатиры, он посвятил памяти Миронова спектакль "Андрюша". В честь Миронова также был назван внук Ширвиндта.
В Театре Сатиры Ширвиндт работал артистом, режиссером и автором инсценировок до 2000 года. Когда же умер Валентин Плучек, волей труппы этого же театра и Комитета по культуре Москвы Александр Анатольевич был избран и назначен на должность художественного руководителя.
Рязановские эпизоды
Александр Ширвиндт появился во множестве советских фильмов. В музыкальной комедии Наума Бирмана "Трое в лодке, не считая собаки" он играл со своими друзьями - Андреем Мироновым и Михаилом Державиным.
Фильм снимался легко, "в удовольствие". Неудивительно, что многие эпизоды во время съемок появились на свет экспромтом. А некоторые фразы настолько запомнились зрителям, что стали "крылатыми": "Все в сад!", "Так... пора сматывать удочки", "Хорошие у меня дети. Глупые, но хорошие", "Бифштекса не будет. Будут блинчики".
Отдельное место в творческой биографии актера занимают фильмы, снятые Эльдаром Рязановым. Именно с появления в кадре Александра Ширвиндта начинается один из самых популярных "новогодних" фильмов - "Ирония судьбы, или С легким паром".
О своем любимом режиссере Рязанове актер говорит так: "У него атмосфера свободы творчества, что во многом объясняет успех его фильмов. Есть режиссеры, у которых запятую в тексте изменить нельзя, это невыносимо, а Эльдар допускает и поощряет любую импровизацию, он демократ".
Впрочем, даже у рязановской демократии есть свои границы. Когда для достоверности эпизода в бане, актеры, почти не сговариваясь, принесли с собой на съемку по пол-литра водки разразился скандал. "После третьего дубля Рязанов остановил съемку и под сводами "Мосфильма" раздалось: "Да они же пьяные!" И еще пару эмоциональных высказываний в адрес талантливых и знаменитых", - вспоминает Ширвиндт.
На следующий день сцену пересняли, причем актеры заранее подверглись тщательнейшему "таможенному досмотру". Но, что интересно, в итоге в фильм вошли кадры, снятые в первую ночь.
Александр Ширвиндт снялся в еще нескольких фильмах Рязанова. В картине "Вокзал для двоих" ему досталась роль пианиста Шурика, работающего в ресторане. Реплика его героя - "Какая кухня, такая и песня" - после премьеры фильма прочно вошла в народный обиход.
Дачный роман
Во многом благодаря ролям в кино, в том числе в фильме "Бабник", за Александром Ширвиндтом закрепился образ донжуана. К славе покорителя женских сердец Александр Анатольевич относится с иронией: "Раньше народная молва приписывала мне многочисленные любовные истории на стороне. Это вполне объяснимо - мужчина в полном рассвете сил, интеллигентный, остроумный, галантный... Разве перед таким устоит женское сердце?"
Между тем актер уже более 50 лет женат на архитекторе Наталье Белоусовой. "Я оказался однолюбом! Кто-то может сомневаться, но это действительно так", - говорит актер.
С будущей женой Александр Ширвиндт познакомился в деревне у бабушки, когда ему было 15 лет. Саша и Наташа "приглянулись друг другу", а когда вернулись в Москву, продолжали поддерживать отношения.
Свадьба состоялась спонтанно через семь лет после знакомства. Однажды Наталья сидела дома и готовилась к экзамену, как раздался звонок. Вошел Александр с букетом нежно-белой сирени, снял пальто и сказал: "Пошли в загс". С тех пор супруги уже более полувека вместе, пишет "Российская газета".
Секретом сохранения брака актер называет терпимость к недостаткам друг друга. Один из "недостатков" Ширвиндта - любовь к курению. Александр Анатольевич - большой ценитель курительных трубок. Самое любимое его занятие - "проснуться в 5-6 часов утра, когда все спят и даже собаки. Сесть, набить трубку, съесть чего-нибудь на свой вкус, чтоб не говорили: это тебе нельзя. Только вот в восемь все просыпаются и начинают учить жить..."