Великий Михалков при великом Путине
Кинорежиссер Никита Михалков объявил о созыве внеочередного чрезвычайного съезда Союза кинематографистов России.
Напомню, что 19 декабря очередной съезд Союза кинематографистов избрал председателем союза режиссера Марлена Хуциева и сместил с должности прежнего председателя – Никиту Михалкова. Маститый кинорежиссер был возмущен таким поворотом дела. Он прилагал довольно большие усилия для того, чтобы сорвать сам съезд, а когда тот все-таки состоялся, Никита Михалков объявил решение съезда незаконным, а самих его участников – выжившими из ума пенсионерами. После этого Минюст отказался зарегистрировать решения съезда, а сам Никита Сергеич объявил, что он продолжает оставаться председателем Союза. И что только ему «по-прежнему принадлежит подпись на документах Союза и печать нашей организации».
Решение Съезда о смещении Михалкова вызвало массу воодушевленных комментариев. О чем только не писали: о том, что деятели культуры скидывают с себя Бремя Проклятого Режима, что они гордо сказали «нет» Лучшему Другу Путина, что творческая интеллигенция первой почувствовала Приближение Свободы, что никаким михалковым и путиным не задушить свободу творчества и прочая, и прочая.
По-моему, это очень грустная история. И это история не о свободе творчества. И даже не о деньгах. Это история о пенсии. Ведь там, на съезде, мало было людей моложе 70-ти.Они были властителями душ – знаменитыми актерами и режиссерами 60-х и 70-х годов. Эти люди были бы миллиардерами, живи они в Голливуде. Лица этих людей печатались на открытках, которые расходились по всей стране миллионными тиражами.
Но эти люди жили при советской власти. А при советской власти Сталин сделал гениальное открытие – для того, чтобы управлять режиссерами или актерами в обычной жизни, не надо лагерей или НКВД. Достаточно творческого союза. Союза, который будет созывать собрания, обсуждать линию и – главное – распределять посты, блага и путевки. Путевки в дома творчества, выстроенные на деньги этого самого Союза.
Мало кто знает, но вся собственность Союза кинематографистов – Дом кино, Дом творчества в Болышево – построена не на деньги государства. Она построена на деньги от открыток с лицами любимых актеров, которые продавались в киосках в стране под названием СССР. Она построена от продажы лиц и фильмов тех самых людей, которые и собрались на этот съезд. Людей, которые были бы миллиардерами в США, а сейчас сдают свои квартиры, чтобы Союз оплатил им пребывание в доме престарелых.
И вот с началом перестройки эта собственность куда-то делась. Начал таять на глазах Дом кино, главу его управляющей компании даже расстреляли на улице, как в заправском боевике. И тогда, 8 лет назад, когда собственность начала исчезать, пенсионеры в Союзе кинематографистов выбрали своим главой Никиту Михалкова. Они ведь знали, что Никита Михалков Очень Близок к Владимиру Путину, а стало быть – он все вернет. Вернет деньги, вернет собственность, старики получат свои пенсии и свой Дом творчества, и свой Дом кино.
Никиту Сергеевича избрали – и собственность куда-то окончательно рассосалась. Непонятно как. Куда уж ему там, Никите Сергеичу, великому художнику, до собственности. И согласитесь – как Никите Сергеевичу в таких условиях отказываться от печати и подписи? Если печать и подпись окажутся в других руках, эти грязные руки начнут выяснять, куда великий художник дел собственность.
Увы, эта история не о свободе творчества. Посмотрите — на этом съезде не было снимающих сейчас режиссеров, чьи фильмы собирают миллионы зрителей и миллионы долларов. На этом съезде не было действующих продюсеров – заглавных фигур нынешнего кинематографа, собирающих миллионы на фильмы. Не было хозяев кинотеатров, не было дистрибьюторов, практически не было узнаваемых актеров. Это история не о деньгах: Союз кинематографистов не распределяет деньги, даже государственные. Это история о пенсионерах, которые выбрали человека, близкого к Царю-Батюшке, чтобы близкий к Царю-Батюшке человек вернул им украденную копеечку. А копеечка пропала окончательно.
Каков Царь-Батюшка, таковы и приближенные.