США призывают отдать Приморье и Приамурье Китаю, а остальную Сибирь сделать ресурсной кладовой "золотого миллиарда"
12 — 14 января члены Редакционного совета «ФОРУМа.мск», политологи Владимир Филин и Руслан Саидов совершили рабочую поездку за океан, где, в качестве председателя Совета директоров и генерального директора международного консалтингового агентства «FarWest,LLC», провели серию встреч с американскими экспертами и учеными, большая часть которых — сторонники Демократической партии США, обладающей большинством в обеих палатах Конгресса.
В ходе встреч состоялся обмен мнениями по ряду актуальных внешнеполитических вопросов. В частности, у американских участников встретило осуждение недавнее решение президента Буша направить дополнительно 22 тысячи военнослужащих в Ирак. Это ничего не даст, — считают они, — США все равно придется уйти и из Ирака, и, видимо, из Афганистана, где усилилась активность талибов, получающих поддержку из Пакистана. При этом президент Мушарраф не в состоянии этой поддержке воспрепятствовать.
Резкое осуждение американских участников встретили планы некоторых кругов США и Израиля нанести ядерный удар по иранским ядерным объектам. Такие намерения были охарактеризованы ими как «безумие». Негативную оценку получила также недавняя бомбардировка авиацией США гражданских объектов в Сомали.
Согласно мнению ученых — сторонников Демократической партии, высказанному в ходе дискуссий, урегулирование кризиса вокруг Ирака и Афганистана возможно лишь на путях вывода оттуда американских войск и начала развернутого диалога с Ираном и Сирией. При этом избежать гражданских войн в Ираке и Афганистане, видимо, не удастся.
Наиболее вероятны следующие войны: между иракскими шиитами, поддержанными Ираном, и суннитами, опирающимися на Саудовскую Аравию, Иорданию и Египет, между Турцией и иракскими курдами, и между афганскими талибами-пуштунами, поддерживаемыми из Пакистана, и национальными меньшинствами: таджиками, хазарейцами-шиитами и узбеками, которым помогают Иран и Узбекистан. США, считают ученые, не должны дать себя вовлечь в эти войны, их задача — всемерно поддерживать баланс сил.
Еще одним регионом потенциальной нестабильности американские ученые назвали Ферганскую долину, ситуация в которой угрожает стабильности во всей Центральной Азии. Более того, дестабилизация в Ферганской долине, особенно, в ее киргизской части, может подогреть латентный конфликт между тюрками-мусульманами и китайцами в Кашгаре и всем контролируемом Китаем Восточном Туркестане.
США, подчеркнули американские ученые, не станут вмешиваться. Однако они и далее будут настаивать на демократизации стран региона. На вопрос Руслана Саидова отдают ли собеседники себе отчет о последствиях демократизации, например, Узбекистана, американцы ответили, что они ясно осознают возможные последствия. Но глубже эту тему они развивать не стали.
Была обсуждена тема китайского проникновения в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. По этому поводу американские участники высказали мнение, что Россия уже в среднесрочной перспективе не сможет удержать за собой эти территории самостоятельно. Ей для этого потребуется помощь США и Запада. Тем более что, по мнению некоторых американцев, Сибирь и Дальний Восток — это достояние и ресурсная кладовая всего человечества, а не одних лишь россиян.
С американской стороны прозвучала мысль, что российско-китайские договоры середины 19 века, по которым к России отошли прежде китайские Приморье и Приамурье, были неравноправными. Поэтому, дескать, в рамках многостороннего компромисса, эти соглашения можно было бы пересмотреть. На это Владимир Филин и Руслан Саидов ответили, что подобные инициативы, несомненно, встретят резко отрицательную реакцию у российской общественности.
Была затронута ситуация на Северном Кавказе. Руслан Саидов подчеркнул, что вторая русско-чеченская война закончилась компромиссом между Кремлем и теми чеченцами во главе сначала с Ахматом, а после его гибели — с Рамзаном Кадыровым, которые сочли эту войну бесперспективной в виду неравенства сил. Владимир Путин и Рамзан Кадыров — это сегодня гаранты мира на Северном Кавказе. Что будет после 2008 года неизвестно. Но чеченцы в ближайшее десятилетие если и будут воевать, то только в силу исключительных обстоятельств непреодолимой силы.
Еще одной темой дискуссий стал энергетический шантаж Украины и Белоруссии со стороны Кремля, а также планы прокладки газопровода по дну Балтики и личные материальные интересы в этом проекте экс-канцлера Германии Герхарда Шредера. Владимир Филин высказал мнение, что нефтегазовые войны нанесли невосполнимый ущерб отношениям между восточнославянскими народами, сделав невозможной какую-либо их интеграцию с участием России. В этой связи следует ожидать сближение Украины и Белоруссии, но без России. Относительно балтийского газопровода Владимир Филин детально обрисовал коррупционную составляющую проекта, которая, как выяснилось, была известна и американским экспертам.
В целом, американские демократы предполагают внести серьезные изменения во внешнюю политику США. С одной стороны, они выступают за свертывание американского участия в вооруженных конфликтах за рубежом, в первую очередь, в Ираке. С другой стороны, они готовы вести развернутый диалог и искать компромиссы с такими странами, как Китай, Иран и Сирия. В этом ключе несколько раз был упомянут Александр Лукашенко, президент Белоруссии, нормализация отношений с которой по ливийскому сценарию признана вполне реальной.
В отношении России американские ученые и эксперты были настроены весьма скептически. За исключением текущих оперативных вопросов, они не видят в России ни субъекта, ни предмета для ведения стратегического диалога. Владимир Путин, который, по их убеждению, уходит в 2008 году, вызывает у них слабый интерес.
Руслан Саидов и Владимир Филин с такой постановкой не согласились, сообщив, что они по-прежнему поддерживают концепцию «Пятой Империи», выдвинутую Александром Прохановым, и выступают за третий срок Путина. «Я за третий срок даже, несмотря на то, — сказал Владимир Филин, — что предельно жестко критикую президента как по вопросу присоединения России к Всемирной торговой организации, так и за энергетический шантаж Белоруссии, а до этого — Украины».
Владимир Филин и Руслан Саидов подняли тему отставки Джона Негропонте с должности директора национальной разведки и его перехода в Госдепартамент США заместителем Кондолизы Райс, отметив, что это уже вторая крупная перестановка в разведсообществе США после вынужденного ухода в мае 2006 года Портера Госса с поста директора ЦРУ.
Американские эксперты разъяснили, что адмирал Майкл Макконнел, который сменит Негропонте, также как нынешний директор ЦРУ генерал Майкл Хейден и руководитель РУМО генерал Майкл Мейплс — люди не склонные к авантюрам, в том числе, к экстремистским поступкам в отношении граждан иностранных государств. Помимо этого, американцы обратили внимание, что адмирал Макконнел в период президентства демократа Билла Клинтона возглавлял Агентство национальной безопасности США, а генерал Хейден несколько позже сменил его на этом посту.
В ходе дискуссий американские участники привлекли внимание Руслана Саидова и Владимира Филина к недавнему заявлению шефа РУМО генерала Мейплса, что якобы «российские организации» продают за границу технологии, которые могут быть полезны для создания оружия массового поражения и ракетных программ». Аналогичные упреки прозвучали в отношении Украины и Белоруссии.
Руководители агентства «FarWest,LLC» ответили, что почти все советские технологии, которые представляли какой-либо интерес, уже давно получены теми, кто в них нуждался. Зачастую это происходило с ведома, а то и при прямом участии правительственных организаций США в период 1993 — 2000 годов, когда у власти находилась Демократическая партия. Американские собеседники с этим замечанием согласились, предложив не ворошить прошлое, а задуматься над тем, как минимизировать утечки технологий в будущем.
По просьбе американских экспертов Руслан Саидов и Владимир Филин высказали свое мнение относительно военно-технического сотрудничества России, Украины и Белоруссии со странами Ближнего Востока, в первую очередь, с Ираном и Сирией.
По словам Руслана Саидова, военно-технического сотрудничество России с Сирией и Ираном является стабилизирующим фактором. Так, завершение в канун нового года поставок Ирану ЗРК «Тор-М1» и обучения персонала заставит авантюристов в Израиле и самой Америке еще раз задуматься, стоит ли наносить удар по иранским объектам.
Руслан Саидов сказал, что он является сторонником дальнейших поставок Россией Ирану средств ПВО, в частности, РЛС и ЗРК С-300ПМУ2. Что касается Сирии, это сейчас, по мнению Руслана Саидова, с научно-аналитической точки зрения еще более интересный случай, чем даже Иран. Руслан Саидов, сославшись на прессу, сообщил, что в конце декабря 2006 года во время визита президента Сирии Башара Асада в Москву у него состоялся закрытый разговор с Владимиром Путиным, в ходе которого обсуждался вопрос поставки вооружений. Заключение соответствующих контрактов общим объемом 2 — 3 миллиарда долларов можно ожидать уже в течение 2007 года.
В их рамках Сирия получит противотанковые ракетные комплексы «Корнет», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», дизельные подводные лодки проекта 1650 «Амур», самолеты МиГ-29 и Як-130, а также оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э». Как известно, в 2004 году Сирия и Россия уже договоривались о поставке «Искандера-Э», но это вызвало протест Израиля и США, из-за которого Путин тогда заблокировал сделку. Сейчас же ситуация иная, и Сирия «Искандер-Э», видимо, наконец, получит, предположил Руслан Саидов.
Владимир Филин добавил, что за последние два года Россия существенно расширила рынки сбыта вооружений и военной техники, особенно в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Крупные контракты, в частности, заключены с Венесуэлой и Алжиром. Не стоит сбрасывать со счета Иран и Индонезию. Возможно, как сказал Руслан Саидов, будет подписано соглашение с Сирией.
В результате, отметил Владимир Филин, произошла диверсификация в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Если до недавнего времени 80 % российского оружейного экспорта приходилось на две страны — Индию и Китай, то сейчас на них приходится менее 50 %.
Помимо общих проблем предметом обсуждения также стали вопросы, связанные с работой международного консалтингового агентства «FarWest,LLC». Руслан Саидов сообщил, что центральный офис агентства в ОАЭ будет функционировать в режиме почтового ящика. Сам Руслан Саидов как генеральный директор и весь его аппарат работают в Турции. Владимир Филин как председатель Совета директоров и аппарат Совета с февраля начинают работать в Швейцарии.
Помимо этого, сообщил Руслан Саидов, у агентства сохраняется четыре представительства: в Ираке, Иране, Афганистане и на Украине. Офисы в Ираке и Афганистане, укомплектованные как местным персоналом, так и гражданами стран Восточной Европы и бывшего СССР, в течение 2007 намечается закрыть.
Офисы в Иране и на Украине, укомплектованные прикомандированными иранцами и украинцами, продолжат работу минимум до 2009 года. Руслан Саидов также сообщил, что к агентству прикомандированы «офицеры связи» еще в 9 странах: в Мексике, Венесуэле, Алжире, Сирии, Судане, Йемене, Индонезии, Китае и Белоруссии.
Владимиру Филину был задан вопрос, как повлияет его возвращение в Швейцарию на его бизнес в Южной Америке — Колумбии и Бразилии. На это им был дан ответ, что он, являясь акционером и членом советов директоров нескольких компаний в сферах сельского хозяйства, энергетики и операций с ценными бумагами, не занимается вопросами оперативного управления ими, этим занимаются другие совладельцы и наемные менеджеры.
Консультирование двух крупных бразильских корпораций носит эпизодический характер. Одну из них Владимир Филин периодически консультирует на предмет приобретения в бывшем СССР технологий в сферах авиастроения, ракетостроения и космоса, а также на предмет продвижения продукции бразильского авиастроения на внешние рынки. Другую — относительно импорта в Бразилию газа из Боливии с учетом сложной ситуации в газодобывающих восточных боливийских провинциях, в которых раздаются требования об автономии.
С другой стороны, основное занятие Владимира Филина — оказание научно-аналитических консультационных услуг — связано сейчас исключительно со странами и регионами Евразии, куда постоянно летать из Сан-Паулу чересчур утомительно.
Был задан вопрос и о фонде «Красный Интернет», который учредили Антон Суриков, ставший директором-распорядителем, и Анатолий Баранов, ставший президентом фонда. Владимир Филин и Руслан Саидов разъяснили, что они отклонили приглашение войти в Наблюдательный совет фонда, чтобы не было кривотолков относительно источников его финансирования.
В частности, Владимир Филин по данному поводу сказал: «С нами неоднократно в Москве беседовали, предостерегая от финансирования политических проектов в России. Мы обещали этого не делать, и свои обещания выполняем. Мы не хотим подводить Антона Сурикова, Анатолия Баранова, Наталью Роеву, Александра Проханова, Александра Нагорного и других достойных людей, живущих в России и критикующих власть».