Валерий Панюшкин

© Газета.Ru

Общество Россия

2438

12.05.2006, 09:27

Патриотический подъем

Мне не хотелось бы оскорбить кого-нибудь своими словами. Просто хотелось бы рассказать о чувствах, которые я испытываю. По поводу георгиевских ленточек, трепетавших два дня назад на автомобильных антеннах и на лацканах пиджаков, и на телевизионных заставках.

Ко мне подошла девушка на улице и предложила взять георгиевскую ленточку. Я уже было протянул руку, но тут девушка пояснила, что ленточку мне предлагается привязать на антенну автомобиля в знак того, что я помню о нашей победе в Великой Отечественной войне и горжусь ею.

Я убрал руку. Я, конечно, помню о великой победе, но чувство мое по этому поводу не называется гордостью. Это скорее скорбь.

Я представляю себе, что вот, например, еду из Москвы в Петербург. Из одного большого города в другой большой город. И если представить себе, что все люди в Москве и все люди в Петербурге погибли – это будет только половина людей, погибших в Великой Отечественной войне. Если представить себе, что все люди, живущие между Москвой и Петербургом, все люди в городах Тверь, Вышний Волочок, Бологое, Малая Вишера, Великий Новгород – погибли тоже – все равно получится меньше погибших, чем в Великой Отечественной войне.

Я не могу гордиться событиями, унесшими жизни такого невероятного количества людей. Скорбеть о погибших – да. Преклоняться перед их памятью – разумеется. Да я бы и гордился, но – тридцать миллионов погибших. Вы же не можете представить себе, чтобы на Бесланской школе № 1 повесили лозунг «Помним! Гордимся!», хотя там тоже была одержана победа и тоже ценой не укладывающихся в голове жертв.

Боюсь, человеческая психика (или пропаганда) так устроены, что память о победе живет несравненно дольше, чем память о жертвах, принесенных во имя победы. По прошествии лет народ начинает воспринимать войну как лучшую и славнейшую страницу своей истории, потому что в войне была победа. А острота скорби – отступает. И это индульгенция для новой войны.

Нам только кажется, что можно достойным образом почтить память погибших, возложив венок к могиле неизвестного солдата, к памятниками и обелискам по всей стране. Нет, этого мало. Это слишком легкомысленно. На самом деле нет никакого материального действия или предмета, способного почтить память погибших в войне. Может быть, только песня или молитва.

Просто посчитайте: если бы в память о каждом человеке, погибшем в Великой Отечественной войне, мы промолчали бы одну секунду, скорбное наше молчание длилось бы 8333 (восемь тысяч триста тридцать три) часа. Мы молчали бы 347 (триста сорок семь) суток. Мы молчали бы больше года, если вознамерились бы память каждого погибшего в Великой Отечественной войне почтить секундой молчания.

А если бы кто-то из нас попытался почтить память каждого погибшего минутой молчания, как полагается, то молчал бы больше шестидесяти лет – всю жизнь. Ни один святой отшельник, принявший обет молчания, не молчал столько.

Это чувство не называется гордостью.

Если бы в память о каждом погибшем в Великой Отечественной войне привязать к антенне автомобиля по миллиметру георгиевской ленточки, ленточка получилась бы длиной в 30 (тридцать) километров. И мне кажется, солдат, погибший в Великую Отечественную войну, достоин большего, чем миллиметр ленточки.

Понимаете? Я не взял георгиевскую ленточку, потому что это было бы слишком легкомысленно, как вообще слишком легкомыслен нынешний патриотический подъем.

Он слишком дешево стоит и потому слишком дорого может обойтись.

Валерий Панюшкин

© Газета.Ru

Общество Россия

2438

12.05.2006, 09:27

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=29946

bytes: 3431 / 3431

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика" (Россия)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

10128

28.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

7156

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

16048

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4942

31.07.2015

Авиакомпания "Победа" ввела гигантский сбор за ручную кладь и взвинтила плату за багаж

Бюджетная авиакомпания "Победа" (дочерний дискаунтер "Аэрофлота") резко увеличила и без того немалые багажные сборы и ввела новые. В частности, с 11 февраля она намерена взимать 999-2000 рублей за провоз каждого места ручной клади, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Артур Скальский

ЭкономикаРоссия

6424

04.03.2015

Долларопоклонники

Академик РАН отвечает на вопросы заместителя главного редактора газеты «Завтра». Александр НАГОРНЫЙ. Сергей Юрьевич, кризисы в нашей экономике обычно принято объяснять какими-то внешними причинами, а не ошибками правительственного курса.

Сергей Глазьев, Александр Нагорный

ЭкономикаРоссия

9912

25.01.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд. рублей, поверив слухам о блокировке карт Visa и MasterCard. В дни ажиотажа, 18 и 19 декабря, клиенты Сибирского банка сняли в банкоматах 5,6 млрд и 4,5 млрд рублей соответственно.

Юлия Хотяновская

ЭкономикаМир

8627

01.01.2015

Лица Сибири

Касперович (Подгорная) Анна

Аюшеев Дамба

Ермаченко Михаил

Качан Надежда

Семенов Дмитрий

Скращук Владимир

Рубцов Олег

Ежевский Александр

Цыденов Алексей

Красовский Григорий