Фурсенко на ковре: где бабки, Андрей?
Грандиозные скандал в президентском кабинете не постеснялись показать в минувшие выходные все центральные телеканалы. Президент России Владимир Путин отчитал как мальчишку министра образования Андрея Фурсенко.
Президент России, чрезвычайно озабоченный своим новорожденным детищем, по какой-то нелепости названным "национальными проектами", крайне заинтересовался вопросом, почему из-за изменений в законе о бюджете около 80 тысяч учителей из негосударственных, вечерних и коррекционных школ и кадетских корпусов недополучили надбавки за классное руководство. По мнению президента, именно эти надбавки и являются сутью национального образовательного проекта.
На вопрос президента, как это произошло, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что поправка появилась на стадии рассмотрения бюджетных параметров в Госдуме. Владимир Путин этому очень удивился. На что Андрей Фурсенко предположил, что это было сделано "несознательно".
По-начальственному накричав на растерянного министра прямо перед объективами телекамер, президент поручил разобраться в ситуации первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. По словам одного из депутатов Госдумы, после публичного разноса министра образования все причастные к делу "забегали, как тараканы".
10 апреля в Госдуме фракция "Единой России" попыталась найти в своих стройных рядах козла отпущения, виновного в недоплате учителям. В результате расследования "Единая Россия" пришла к выводу, что Госдума не виновата, а виноват комитет по бюджету Минфина.
При дальнейшем расследовании выяснилось, что председатель бюджетного комитета Юрий Васильев в этот день в Госдуме не был, а вопросом занимался руководитель комитета по образованию Николай Булаев, тоже член "Единой России".
В пресс-службе Министерства финансов журналистам, крайне заинтересовавшимся проблемой, предложили написать запрос на имя директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Владимира Шалаева. Виктор Шалаев заявил, что он тут ни при чем, и сослался на министра образования Андрея Фурсенко. Круг замкнулся.
Между тем, судя по всему, напакостил именно Комитет по образованию, заменив формулировку " общеобразовательные учреждения" на " государственные и муниципальные общеобразовательные школы" и выкинув тем самым все учреждения, либо не являющиеся школами, либо негосударственные учреждения. Однако Комитет по образованию свою вину не признает, перекладывая ее на правительство.
Разразившийся скандал наглядно демонстрирует всю неэффективность исполнительной и законодательной власти России. Нет никакого сомнения в том, что, в отсутствие прямого президентского контроля, любая, даже самая безумная, поправка, будет бездумно проштампована "Единой Россией".
Возникает, однако, другой, более близкий к народу, вопрос. В практике взаимоотношений между начальством и подчиненными существует давний написанный принцип: никогда не ругать нижестоящего начальника при его подчиненных. В данном случае президент России публично отчитал министра образования, так, что этот позор наблюдала вся страна. Фактически авторитет министра, и так не особенно высокий, был сознательно опущен, что называется, на уровень городской канализации. При этом очевидно, что никакого реального наказания этот чиновник, оказавшийся "крайним" в междепутатских разборках и случайно попавший президенту под "горячую руку", не понесет. Сочетание "царственного гнева" с полной безнаказанностью и безответственностью, все больше и больше убеждают в кризисе власти, в ее недееспособности и бессмысленности...
Дмитрий Таевский, главный редактор БАБР.RU