Бурятия - русский Тибет
Наверняка путешествие в Тибет, страну тайных знаний и неприступных вершин, манит всякого, сколь либо интересующегося «вечным» любителя путешествий. Но даже если удастся, выложив круглую сумму, и преодолев многочисленные канцелярии китайского посольства, все-таки получить разрешение на посещение Автономной Области Тибет, скорее всего, вас ожидает разочарование.
Пять десятилетий китайской оккупации и засилья воинствующего атеизма напрочь лишили Тибет мистического очарования, ставшего его визитной карточкой во времена Рерихов и Блаватской.
Экскурсоводы будут показывать путешественникам не буддистских монахов, а скандирующих коммунистические лозунги пионеров. Пообщаться с ламами разумеется тоже дадут, в качестве экзотики. Да вот только беседовать с вами особо подобранные, идеологически корректные ламы, будут не о глубинах восточной мистики, а мудрости партийного руководства, ведущего Тибет к полному благоденствию единственно правильным путем…
Но, на самом деле, не все так уж мрачно. Пообщаться в непринужденной обстановке с учителями школы гелугпа, самого влиятельного направления Тибетского буддизма можно даже не покидая рублевого пространства. Бурятские дацаны, - буддистские монастыри, представляют классический пример того, как ученик может превзойти своего учителя. Например, в библиотеке Иволгинского дацана – духовного и административного центра бурятского буддизма, хранятся древние манускрипты, отсутствующие даже в книгохранилищах Тибета. Большая часть иволгинских лам, это ученики тибетских подвижников, бежавших в свое время от красного террора. Да и природа Бурятии удовлетворит вкусы самого требовательного путешественника. Бескрайние степи плавно переходящие в горные хребты, исполинские скалы причудливых очертаний, самое глубокое и чистое в мире озеро Байкал пленят сердце любого путника. Побывав в Бурятии хоть раз, вы всю оставшуюся жизнь будете стремиться возвратиться в это благословенное Богом место…
В Забайкалье буддизм проник сравнительно недавно, в конце XVII века. Первыми буддистами на территории Империи стали кочевники ойраты, сменившие монгольские пустыни на плодородные степи восточной Сибири. Местное население, отправлявшее до этого шаманские культы, быстро переняло новую веру. Благо, буддизм никогда не уделял особого значения ритуалу. Ведь Учение - это прежде всего правильное мировоззрение, состоящее в том, что жизнь представляет из себя лишь страдание. Причина страданий лежит в изначальной неудовлетворимости человеческих желаний, и, соответственно прекращение страданий достигается отсутствием каких либо желаний. Чего, в свою очередь, можно добиться соответствующим образом жизни… В буддистской среде совершенно отсутствовали сепаратистские настроения. Буддизм - самая миролюбивая религия, созданная людьми. Для буддиста невозможна активная борьба с социальной несправедливостью. Ведь все происходящее, это всего лишь марево, иллюзия, вызванная к жизни неблагоприятной кармой. И посредством благих дел и соответствующих медитаций необходимо исправлять карму, а не бороться с ветряными мельницами жизненных неудач…
Соответственно, имперские власти относились к буддизму вполне лояльно. Екатерина Великая лично выделяла средства для постройки буддистских монастырей. К началу ХХ века на территории Бурятии существовало 34 дацана. Все переменила революция. Красным бандам была чужда любая вера кроме большевистского культа вождя. Старинные манускрипты шли на оклейку уборных, монахи уходили в подполье, смешиваясь с местными скотоводами. Возрождение буддизма началось в 1945 г. В годы войны, по инициативе Хамбо-ламы, - главы бурятских буддистов, религиозными бурятами было собрано и перечислено в фонд обороны 350 тысяч рублей.
В благодарность Сталин разрешил Хамбо-ламе открыть свою резиденцию под Улан - Уде. Впоследствии Хамбинское сумэ обросло храмами, келиями лам, хозяйственными сооружениями, превратившись в большой Дацан. В просторечии, по имени близлежащего поселка, Дацан стали называть Иволгинским. Официальное же название резиденции Хамбо – ламы звучит как: «Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид», что в переводе означает: «монастырь колесо учения, приносящее счастье и полное радости». А с падением в перестроечные годы железного занавеса в монастыре стали поселяться тибетские монахи.
Добраться до Иволгинского Дацана предельно просто. Столица бурятского буддизма расположена в 30 км. от восточно - сибирского города Улан- Уде, админцентра Бурятской автономии. Практически все российские авиакомпании совершают ежедневные рейсы из Москвы в Улан- Уде. Добраться до Бурятии можно и поездом. Через Улан-Уде следуют практически все поезда на Владивосток. Причем существует и прямой рейс из Киева. Однако путешественникам, по каким либо причинам не желающим отрываться от земли следует приготовится к четырехдневной тряске в вагоне. Железнодорожная поездка скорее подойдет не туристам, а паломникам. Несколько дней отрыва от дел, бескрайняя тайга за окном вагона помогают сосредоточиться на своем истинном «Я» и добиться отрешенно-медитативного настроя.
От Улан - Уде в Дацан ходят пригородные автобусы и маршрутки. О том, как добраться от аэропорта или вокзала до автостанции путнику объяснит любой прохожий.
Деревня Иволга, около которой и расположен Дацан - бурятская. Однако практически все буряты говорят по-русски. Вообще, не стоит опасаться пресловутой дикости степняков. Буряты очень дружелюбный народ. На территории Дацана работает гостиница. Но в период религиозных праздников в ней, скорее всего, не будет свободных мест по причине большого притока паломников. Лучше всего остановится у кого-нибудь из Иволгинских жителей. За весьма умеренную плату туристу предоставят чистую комнату со всеми удобствами.
Не стоит путешественнику беспокоиться и о еде. Как около Дацана, так и в самом Улан- Уде находится множество позных – харчевен, где подают паровые пельмени, или как их называют в Бурятии – позы. Готовят здесь пельмени невероятно вкусно. Только надо проследить, чтобы мясо для поз было, согласно рецепту, порублено вручную и непосредственно перед приготовлением. В последнее время некоторые позные стараются сэкономить, используя магазинный фарш. Вкус будет уже совсем не тот. Что делать, цивилизация развращает… Естественно, в Бурятии можно без проблем найти и обычные рестораны, где готовят привычную для европейца пищу. В архитектурном отношении Дацан представляет собой комплекс из трех храмов – пагод, окруженных священными ступами, или как их еще называют буряты – субурганами - особых культовых сооружений, в которых хранятся священные реликвии буддизма - бумажные ленты с мантрами и частями праха особо продвинутых лам. Вообще, - ступа это главная святыня ведических религий. В Индии их начали строить еще в незапамятные времена. Переселившиеся в Индию арии сохранили свои погребения в виде курганов, сменив лишь строительный материал с земли на камень. А уже во времена жизни Будды Шакьямунти ступы стали воздвигаться на местах его наиболее знаменитых проповедей. С тех пор субурган стал главнейшей частью буддистского святилища. Ступа это молитвенный центр как больших храмов, так и домашних алтарей. Кстати, в Дацане можно приобрести небольшой, комнатный вариант сабургана, перед которым положено возжигать благовония и лампады с просьбой о том, чтобы священное учение Будды помогло в достижении просветления и избавлении от последствий плохой кармы. В качестве особой святыни, в оранжерее Дацана растет дерево Бодхи, - отросток того самого дерева, под которым Будда достиг просветления и познал истинную природу всех существ.
В некотором отдалении от храмового комплекса расположены библиотека, корпуса буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства и дома лам. По периметру Дацана находится дорожка с множеством молитвенных барабанов самых разных размеров, от молитвенных колес высотой с двухэтажный дом, и до нанизанных на стержень консервных банок. В каждом барабане находятся бумажки с мантрами на тибетском языке. Вращение колеса адекватно прочтению соответствующей молитвы. Чем больше бумажек с мантрами вложено в колесо, тем большее число молимтв считается «засчитанным» паломнику. В самом большом барабане Иволгинского Дацана вложено сто миллионов пергаментов с главной мантрой буддизма: «Ом Мани Пад Ме Хум», обращенной к верховному божеству буддистов – Авалокитешваре. На русском эта мантра звучит приблизительно как: «О владеющий драгоценностью, даруй мне благословения Тела, Речи и Сознания Будды». Древние тексты так описывают силу вращения молитвенных барабанов: «Вы одолеваете все инфекционные и обычные болезни, уничтожаете осквернения, нечистоту и раздоры, побеждаете войска демонов». По обычаю, зайдя в Дацан нужно, согласно знаковым числам тибетской магии, обойти по часовой стрелке периметр монастыря три, восемь, или двадцать один раз, приводя во вращение молитвенные барабаны. Крутить их можно все подряд или только особо приглянувшиеся, но делать это надо строго по часовой стрелке. Естественно, ничего страшного не произойдет, если крутить их и в противоположном направлении. Но для чего шокировать местных жителей своей необразованностью, как это и произошло с автором.
На конце третьего круга к уже изрядно уставшему от перетрушивания мантр автору этих строк подошел послушник и, похвалив за проявленное усердие, объяснил в какую сторону необходимо правильно вращать барабаны. Пришлось заново наматывать круги по изрядному периметру Дацана.
Еще одной альтернативой чтению мантр могут стать тханки – длинные ленты с написанными на них молитвами на всякие случаи жизни. В специально оставленное место вписывается имя просителя, после чего тханки привязывается к дереву и мантру читает ветер. Такими ленточками буквально завешены все деревья рядом с Дацаном. Среди тханк встречаются настоящие шедевры каллиграфии. Купить молитвенные ленты можно в лавке Дацана. Кстати, пестрые ленточки, по возвращении домой, станут прекрасным сувениром. Участвовать в буддистском богослужении – хурале может всякий желающий. По большому счету, буддизм это не религия, а мироощущение. Ведь в каждом человеке скрыт Будда, и рано или поздно, все живые существа достигнут реализации, то есть познают пустотность, иллюзорность мира, которая на самом деле является истинной природой всех вещей. А осознав то факт, что представление о своем индивидуальном, личностном существовании не более, чем заблуждение несовершенного ума, человек вырывается из сансары- колеса перевоплощений и достигает блаженного покоя на земле Будд. Просто каждому человеку для того, чтобы достигнуть просветления нужно свое время. Кто-то уже сейчас готов следовать путем Будды Шакьямунти, кому-то перед тем, как стать буддистом нужно пройти еще несколько перевоплощений. Но это лишь дело времени.
Соответственно, насельники Дацана вполне терпимо отнесутся к тому, если присутствующие на богослужении туристы не будут исполнять всех предписанных правил. Но все же, что бы невольно не оскорбить святыню, перед посещением хурала стоит ознакомиться с правилами поведения в Дацане. Они вывешены непосредственно у входа в монастырь, рядом с автобусной остановкой. А лучше всего, придя в Дацан, сразу же обратиться в монастырское экскурсбюро. Хуварак, студент местной семинарии, проведет экскурсию и расскажет о правилах нахождения в обители.
Во многом правила поведения на буддистском богослужении соответствуют православным традициям. Так, перед входом в храм мужчинам следует снять головной убор, а женщинам наоборот быть с покрытой головой. Зайдя в храм, можно подойти к алтарю, сделать поклон перед статуями божеств – хранителей учения, попросить о жизненном благополучии и исцелении от недугов, зажечь лампады. В мандалу, - украшенный драгоценными камнями обруч с изображением буддистской картины мира - Святой горы Меру и четырех континентов, следует положить посильное пожертвование для умножения богатства.
Ежедневно хуралы совершаются в 9 часов утра. По пятницам в 14.00. Расписание праздничных богослужений вывешено при входе в Дацан. Однако, на взгляд автора, ламаистское богослужение довольно таки скучное. Состоит оно из чтения все тех же мантр на тибетском языке, временами прерываемых ритмичными ударами в бубен. Самое интересное это проповедь Учения. В праздники буддистскую науку передают наиболее продвинутые ламы с Тибета. Проповедь произносится на тибетском или старомонгольском языке с параллельным переводом на русский.
Наиболее обидным для путешественника может стать холодное отношение лам к туристам. Вряд ли серьезного ламу удастся раскрутить на разговор «о жизни». Однако дело тут не в ксенофобии. Буддизм - это прежде всего практика. Буддистская философия призвана лишь обеспечить правильную трактовку медитативных состояний. Поэтому отвлеченные разговоры здесь считают бесполезной тратой времени.
Для того чтобы проникнуться симпатией лам, в Дацане придется прожить несколько недель, попросить для себя какую-то работу.
Разумеется, пребывание в Бурятии не стоит ограничивать одним лишь посещением Дацана. В Улан – Уде есть несколько довольно таки интересных музеев. Стоит зайти в этнографический музей, музей истории Бурятии, выставку буддистского искусства, где экспонируются уникальные танки – картины религиозного содержания, написанные на шелке.
Любители активного отдыха могут взобраться на хребет Хамар – Дабан. С двухкилометровой высоты открывается потрясающий вид на бескрайные степи и многотысячные отары овец. А появление путешественника в горных деревнях, где люди месяцами не видят свежего лица, вызовет настоящий фурор. Зачастую, самое яркое для деревенских жителей воспоминание - это поездка в московском метро лет двадцать назад. Бородатые мужики, разинув рты, готовы часами слушать самые банальные рассказы о городской жизни.
Экстремалы могут попытаться взобраться и на одну из скал в долине реки Уда. Но для этого уже потребуется специальное снаряжение и разряд по альпинизму. Ну и конечно же, Бурятия немыслима без Байкала, рыбалки и Кругобайкальской железной дороги – шестичасового путешествия по берегу самого красивого в мире озера. Любители старины смогут прокатиться вокруг Байкала на отреставрированном поезде 1900-х гг. Поездку на Байкал поможет организовать любая из турфирм Улан – Уде.
Но лучше всего забыть о делах, надеть завалявшийся со студенческих времен в шкафу рюкзак и наслаждаться бесконечными просторами Бурятии и бесконечной свободой.