«Золотая маска»: без трусов, но с крестиком
Национальная театральная премия «Золотая маска» попала в весьма затруднительную ситуацию, из которой, вроде, выкарабкалась, но как‑то не целиком.
По решению экспертного совета в список номинантов в категории «Драма/спектакль большой формы» попали 11 спектаклей. Из них добрая половина поставлена режиссёрами либо, скажем так, заподозренными в неблагонадёжности, либо открыто высказавшимися против и покинувшими Россию.
Это и «Война и мир» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова, и «Дикая утка» Тимофея Кулябина в новосибирском «Красном факеле», и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Бориса Павловича в Театре имени Ленсовета, и «Костик» Дмитрия Крымова в столичном Театре имени Пушкина, и «Материнское сердце» Андрея Могучего в БДТ.
Более того, этих же товарищей, соответственно, планировалось номинировать в категории «Драма/работа режиссёра». А это означает, что в итоге кому‑то из них пришлось бы дать премию, что в нынешней культурно-политической обстановке представляется совсем уж немыслимым.
Разумеется, ни генерального директора «Золотой маски» Марию Ревякину, ни учредителя премии в лице Союза театральных деятелей России и его председателя Александра Калягина подобная перспектива не устроила. Ведь «бить» потом будут не независимый экспертный совет, который проголосовал и разбежался, а именно их.
Как сообщил Telegram-канал «Закулиска» со ссылкой на свой источник, накануне объявления номинантов на одном из заседаний экспертного совета «было жарко». Мол, председатель экспертного совета, известный театральный критик и руководитель Школы культурной журналистики Петербургского фонда культуры и искусства «Про Арте» Дина Годер грозила манифестом, суть которого сводилась к тому, что все гении уехали, номинировать их, соответственно, нельзя, а других достойных в стране не осталось.
«Мария Ревякина в свойственной ей манере, опасаясь для себя возможных негативных последствий, пытается корректировать ряд названий. В этой связи Дина Годер с рядом критиков подготовила письмо-манифест, которое планируется зачитать на пресс-конференции „Золотой Маски“», – написала «Закулиска».
Судя по всему, договориться по‑хорошему с Годер и компанией не получилось, поэтому «Маска» включила админресурс. Пресс-конференцию, на которой эксперты могли что‑нибудь ненужное заявить, отменили, а список номинантов по‑тихому опубликовали на сайте премии. И уже из этого списка все узнали, что «Золотая маска» за режиссуру в этом году вручаться не будет, поскольку «по решению учредителя номинанты не выдвигаются». Как говорится, занавес.
При этом постановки режиссёров, которые «в номинанты не выдвигаются», в номинантах остались. Что и понятно. Ведь одно дело присудить премию спектаклю, умолчав о том, кто его поставил, и совсем другое – режиссёру, чьё имя не рекомендовано произносить вслух.
Хочется, конечно, вспомнить поговорку про трусы и крестик, но «Золотая маска» – она вот такая «Золотая маска». Мы за последние годы уже привыкли.
Также читайте по теме:
Фото: Артём Геодакян / ТАСС