Турбазы заплатят за слив минеральных вод
В Министерстве экономического развития подготовили законопроект, который значительно изменит работу туризма, основанного на минеральных источниках.
На сегодняшний день законодательство считает самоизливающиеся минеральные источники сточными водами. Из-за этого на них распространяется ряд ограничений. Хотя на самом деле организации, использующие эти источники, являются недропользователями. Как бы то ни было, курортные компании не платят за негативное воздействие на окружающую среду, когда сбрасывают самоизливающиеся минводы в централизованную систему водоотведения.
В то же время минеральные воды являются природными лечебными ресурсами, для которых устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. Возникает юридическое противоречие, поскольку сброс сточных вод (точнее, их естественное излияние) в такие зоны и округа может быть запрещён или ограничен.
Ранее всё это никого не волновало, но в последние годы природоохранные инспекторы начали обращать на это внимание. И начали считать сточной водой бесконтрольно бьющий из-под земли источник (если он попал не сразу в бутылку производителя, а на почву или в водоём). При этом разрешительные документы по водоотведению компаниям тоже не выдают, отчего получается замкнутый круг. Некоторые компании пытались обратить на это внимание, но Министерство природы, как всегда, остаётся глухим и слепым к таким проблемам.
Делом заинтересовалась Счётная палата РФ. Первым под раздачу попала компания «Кавминкурортресурсы» (минводы Кавказа). Аудиторов смутило, что компания не платит за негативное воздействие на окружающую среду, когда сбрасывает самоизливающиеся минводы в централизованную систему водоотведения, а кроме того — развивает непрофильную застройку в первой зоне санитарной охраны аж пяти месторождений (Ессентукское, Бештаугорское, Пятигорское, Железноводское, Кисловодское). При подсчётах выяснилось, что фактические потери при добыче минвод превышали разрешённые.
Как указано в кавказских СМИ, данную скважину глубиной более 250 метров пробурили ещё в 1967 году. Источник выдаёт на поверхность около полутора кубометров минеральной воды в сутки. На поверхность поступают подземные минеральные воды кисловодского типа. Свободный выход воды необходим для нормального функционирования скважины. В противном случае минеральная вода может потерять свои вкусовые свойства, внутри скважины могут появляться солевые отложения, нарзан получит неприятный запах сероводорода. Поэтому вода поступала прямиком в реку. Что и послужило поводом для проверки. Вдобавок источник расположен на земле с особым экологическим статусом — во второй горно-санитарной охранной зоне. Согласно Водному кодексу, запрещены любые сбросы в водоёмы на таких территориях.
В итоге популярный российский источник вообще закрыли.
Расследование этого дела привело к открытию, что в эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды вообще не существует единой схемы эксплуатации месторождений, предупреждения их истощения, деградации. Собственно, как и во всей стране с минеральными источниками.
После этого пришли к выводу, что излив самоизливающейся минеральной воды прекратить или ликвидировать технически невозможно, поэтому необходимо законодательно выделить их в отдельную категорию с соответствующим законодательным регулированием. Для этого и нужен новый законопроект
В наших краях подобную картину можно встретить, например, в Ниловой Пустыни в Аршане. И там тоже особо охраняемая природная территория, где запрещён сброс в водоём. На территории Иркутской области выделено семь санаторно-курортных зон: Киренская, Непская, Усть-Кутская, Иркутско-Черемховская, Прибайкальская, Братская. Как новый законопроект скажется на них, пока сложно сказать.