Юрий Батурин

© Новая газета

История Россия

4406

09.08.2005, 00:59

30 лет назад состоялся первый советско-американский космический полет

Сегодня, когда на Международной космической станции работает российско-американский экипаж, когда сотрудничество в космосе стало нормой, иногда забывается, как долог и труден был путь к нему. Договориться между собой о совместных космических полетах государствам было едва ли не сложнее, чем отправить человека на орбиту.

Ровно 30 лет назад двумя космическими державами, политические отношения между которыми складывались далеко не просто, — СССР и США — был создан прообраз Международной космической станции. К сожалению, сегодня об этом событии вспоминают разве что курильщики, предпочитающие сигареты «Союз-Аполлон». Между тем за красивой картинкой на сигаретной коробке — труд тысяч специалистов, без которых это событие не могло состояться, подготовка нескольких экипажей космонавтов и астронавтов, изменение планов космических полетов, международные встречи секретоносителей и создание «легенд» для них, годы политических страстей, дипломатических переговоров и принятие решения на высшем уровне.

Иногда казалось, что отношения между СССР и США развиваются по шуточному проекту, разработанному инженерами двух стран в одной из совместных рабочих групп:

«1. Оба корабля запускаются со своих стартовых комплексов в юго-северном направлении в одно и то же время, тем самым снимается вопрос об очередности старта.

2. Корабли выводятся на одну и ту же квадратную орбиту…

3. В качестве даты старта выбирается 30 февраля любого года. При этом будет обеспечена посадка кораблей за 24 часа до захода Солнца в районе посадки…».

Около двух суток шли работы в совместном полете космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Срок, не заметный для истории, но факт, который оказывает влияние и на сегодняшнее международное сотрудничество в космосе.

«Отправимся вместе к новым мирам…»

20 января 1969 года новый президент США Ричард Никсон в своей инаугурационной речи сказал: «С поразительной точностью (США) достигли Луны, но опустились до грубых раздоров на Земле… После периода конфронтации мы вступаем в эпоху переговоров… Исследуя космическое пространство, отправимся вместе к новым мирам — не ради их завоевания, а ради новых волнующих событий, которые будут совместными».

В результате переписки между президентом Академии наук СССР академиком М.В. Келдышем и директором НАСА доктором Т. Пэйном в конце 1969 года была достигнута договоренность о встрече советских и американских специалистов для обсуждения возможности сотрудничества в области пилотируемых полетов. Первый официальный визит делегации НАСА в Советский Союз состоялся 26—28 октября 1970 года. Вскоре, в январе 1971 года, новый директор НАСА Дж. Лоу отправился во главе американской делегации в Москву и на встрече с советской делегацией, возглавляемой М.В. Келдышем, предложил провести совместный пилотируемый испытательный космический полет. Келдыш выразил принципиальное согласие. Так создавался механизм советско-американского космического сотрудничества.

21—25 июня 1971 года во время рабочей встречи в Хьюстоне на «Салюте» уже работал экипаж Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева (они погибнут 30 июня во время посадки). Но тогда все выглядело как нельзя лучше. И обсуждались три варианта совместного полета: «Союз» и «Аполлон», стыковка «Союза» с комплексом «Скайлэб-Аполлон» и стыковка «Аполлона» с комплексом «Салют-Союз». По предложению советской стороны последний вариант решили рассматривать как основной. Сначала НАСА намеревалась провести на «Аполлонах» две экспедиции к «Салюту». Первый корабль должен был пристыковаться к станции во второй половине 1974 года, испытать механизм стыковки, но переход экипажа на станцию не планировался. Второй корабль должен был стартовать через год и доставить на борт «Салюта» американский экипаж. Затем предложили сдвинуть полет на середину 1975 года и проводить его сразу с переходом экипажа на станцию и проведением научных экспериментов, а второй полет совершить летом 1976 года.

Встречи советских и американских специалистов, которые проходили поочередно в Москве и Хьюстоне, возглавлялись председателем совета «Интеркосмос» при Академии наук СССР академиком Б.Н. Петровым — с советской стороны и руководителем Центра пилотируемых полетов НАСА Р. Гилрутом — с американской.

2 апреля 1972 года группа Лоу вновь вылетела в Москву. На встрече советская сторона неожиданно заявила, что стыковка «Аполлона» с «Салютом» технически очень затруднена. Для установки на «Салют» второго стыковочного узла для принятия американского корабля надо было перекомпоновать основную двигательную установку. На это требовалось слишком много времени. Было предложено вернуться к первоначальному предложению Дж. Лоу — стыковке кораблей «Аполлон» и «Союз».

6 апреля 1972 года был подписан итоговый документ, в котором зафиксирована договоренность о том, что для испытания разрабатываемых совместимых средств сближения и стыковки космических аппаратов целесообразно осуществить экспериментальный полет со стыковкой советского и американского космических кораблей. Так родился экспериментальный проект «Аполлон-Союз» (ЭПАС).

В США велась подготовка к официальному визиту президента США в СССР. 17 мая 1972 года Г. Киссинджер написал записку президенту Никсону, в которой сообщал: «Советы информировали НАСА, что хотели бы подписать формальное соглашение по космическому сотрудничеству, включая совместный космический полет, во время московского саммита». Киссинджер предлагал сделать это соглашение предельно кратким — всего одна статья в девять строк.

19 мая Госдеп и Белый дом начали согласовывать проект с Москвой. Уже 20 мая СССР ответил, предложив более подробный документ, включавший соглашение Лоу—Келдыша от 21 января 1971 года. Киссинджер получил этот текст над Атлантикой по пути в Москву.

Соглашение между США и СССР о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях было подписано 24 мая 1972 года президентом США Ричардом Никсоном и главой советского правительства А.Н. Косыгиным. Благодаря усилиям дипломатов соглашение оказалось подробным и практичным. В нем, в частности, фиксировалось: «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полет для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Рукопожатие в космосе

В октябре 1972 года была назначена дата совместного полета «Союза» и «Аполлона»: 15 июля 1975 года. Директором проекта ЭПАС с советской стороны был назначен член-корреспондент АН СССР К.Д. Бушуев, а с американской стороны — д-р Г. Ланни. До полета состоялось одиннадцать совместных испытаний техники, шесть совместных тренировок экипажей, шесть тренировок персонала центров управления полетами и более двадцати встреч советских и американских специалистов. Стороны подготовили более полутора тысяч документов объемом от нескольких десятков до нескольких сотен страниц.

Но даже не эти количественные характеристики оказываются главными при оценке сделанного. Проект ЭПАС выполняли совместно две страны, которые имели свои технологии, методы проектирования, пользовались разными стандартами и системами единиц, разными языками, причем в каждом специальная терминология далеко не всегда имела точный эквивалент в другом языке. Специалисты подчинялись национальным режимам секретности. В составе делегаций с обеих сторон под видом переводчиков и инженеров работали представители специальных служб. Советская сторона вела работу под флагом совета «Интеркосмос» при АН СССР и Института космических исследований. Американцы прекрасно знали, кто есть кто, но дипломатично делали вид, что считают своих советских партнеров сотрудниками этих уважаемых организаций.

За три месяца до полета ЭПАС, 5 апреля 1975 года, произошла авария ракеты-носителя «Союз». Космический корабль не вышел на орбиту и совершил аварийную посадку. И хотя в совместный полет советский корабль должен был выводиться новой ракетой, «Союз-У», американцы очень обеспокоились, и некоторые политики потребовали отмены ЭПАС. Чтобы успокоить США, было решено отправить новую экспедицию на станцию «Салют-4» до ЭПАС, хотя это создавало сложности для Центра управления полетами. Но, с другой стороны, совместный советско-американский полет, проводимый одновременно с работой советского экипажа на космической станции, имел бы больший международный резонанс. Так и было решено. 24 мая 1975 года на «Салют-4» отправился экипаж П.И. Климука и В.И. Севастьянова.

ЭПАС состоялся в назначенные сроки и получил название «Рукопожатие в космосе». 15 июля с Байконура стартовал «Союз-19» с экипажем в составе А.А. Леонова и В.Н. Кубасова, а несколько часов спустя в США — корабль «Аполлон» с экипажем Томаса Стаффорда, Вэнса Брандта и Доналда Слейтона. 17 июля 1975 года в 19 часов 12 минут 10 секунд московского времени состоялась стыковка кораблей, причем она весьма символично произошла над Эльбой.

Стремление к международному космическому сотрудничеству перевесило все негативные политические факторы. Успешная реализация программы ЭПАС явилась не только экспериментом по отработке совместимости советской и американской техники, но и тестом для двух стран на готовность к международному космическому сотрудничеству, политическому сближению, проверкой возможностей согласования в обоюдно секретной области деятельности, а также взаимным зондажем перспектив перехода к политическому взаимодействию.

И все же было бы неправильно переоценивать уровень достигнутого сотрудничества в политическом смысле. В 1971 году Г. Киссинджер указал Дж. Лоу на необходимость избежать формирования у русских идеалистического заблуждения, что если космические специалисты СССР и США могут достичь соглашения о сотрудничестве в космосе, то точно так же им будет по силам решить политические проблемы, существующие между двумя странами на Земле. Жизнь подтвердила слова американского дипломата, но тем не менее проект «Союз-Аполлон» остался яркой вехой в истории советско-американских отношений. Хотя бы потому, что обе страны сумели уйти с квадратной орбиты.

Юрий Батурин

© Новая газета

История Россия

4406

09.08.2005, 00:59

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=23379

bytes: 10512 / 10498

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Лица Сибири

Худайнатов Эдуард

Тугаринова Ирина

Векшин Владимир

Личичан Олег

Воронов Яков

Синцова Ирина

Никитина Татьяна

Козубов Михаил

Диденко Николай

Ступин Дмитрий