Вперед, от СССР
Больше половины граждан толком не знают, что это за день такой для России – 12 июня. Это, к примеру, как если бы в Америке половина народу не знала, что такое 4 июля для США.
Конечно, можно во всем опять обвинить Ельцина – мол, придумал праздник, который ни с чем не ассоциируется. Подумаешь, приняли декларацию о суверенитете РСФСР, «отделились» от Советского Союза. Это примерно как праздновать 4 ноября день освобождения Москвы от поляков. Впрочем, 4 ноября – это лишь в прошлом году придумали.
А не ассоциируется этот день России ни с чем вовсе не потому, что день не тот или повод не тот. А потому, что и предыдущие правители, но нынешние особенно, по-прежнему в глубине души ассоциируют себя не с новым государством, а со старым – мини-СССР. По-прежнему сожаление о распаде Советского Союза (величайшей драме прошлого века, как считает президент), похоже, сильнее устремленности в постсоветское будущее.
Похоже, никто и не знает толком, а что, собственно, праздновать. И как? Чувствуя, что вроде как праздник государственный, не Новый год и не Пасха, соответствующим образом готовят праздничную программу. На телевидении непременно усиливается патриотический уклон. А этот самый уклон по нынешним временам понимают в основном как увеличение доли советской кинопродукции. Про сильных духом честных и работящих коммунистов, передовиков производства, которые до самозабвения прокладывают высоковольтные линии сквозь тайгу, про героическую (и насквозь советскую) Красную армию.
Про нынешнее время ничего патриотического показать вот уже как полтора десятилетия не получается. Менты, разбитые фонари, паскудные корыстолюбивые коммерсанты и их подруги-проститутки. Все. Но поскольку вроде как праздник, то добавляют попсу. Какая есть. Такую, какая сегодня есть, по прежним временам честные работящие коммунисты запретили бы в мгновение ока. Но и они подспудно чувствовали надобность попсы в жизни, а потому периодические расслабляли народ «мелодиями и ритмами зарубежной эстрады».
Сейчас же вроде как объявлена свобода попсы. Посему она, конечно, сегодня полноправный участник праздника наравне с унаследованными советскими коммунистами и передовиками производства. Как на телевидении, так и на многочисленных летних пивных фестивалях, замаскированных под что-то иное, но все равно остающихся по сути тем, что они есть на самом деле – совместным, массовым распитием пива на свежем воздухе. В конце концов, у немцев же есть свой «октоберфест», а у нас в октябре уже на свежем воздухе пива особенно не попьешь. Поэтому у нас «июньфест». Он же День России.
Впрочем, знаете что, я думаю, что со временем все наладится. Уйдут те, кто вообще понимает, что, собственно, происходит на экране во время показа советских коммунистических шедевров. А тех, кто не понимает, с каждым годом становится все больше – они просто не воспринимают эти реалии, настолько они несуразны современной жизни, насколько несуразны ей эти киногерои, кажущиеся хозяевам телеэкрана неким образцом патриотического воспитания. Зато привычка праздновать что-то летнее и веселое, напротив, укрепится. Пусть даже силою попсы и пива – не самыми плохими закрепителями всего нового и несоветского. И сколь бы ни был нелюбимым нынешним правителям этот праздник, они от него не откажутся, а наоборот, будут стараться всякий раз привносить в него некую нужную государственническую струю.
Вот, к примеру, в этом году вручали по-новому государственные премии. Лауреатов стало много меньше, а вес и авторитет премий, наоборот, повысился. Оказались все в общем достойные и приличные люди. Говорили в ответ вручавшему премии президенту какие-то вполне человеческие нормальные слова. Ну а сам президент, поющий советский, он же российский гимн на Красной площади в окружении попсы и на фоне веселящейся публики под триколорами – это, действительно, смотрелось классно. И совсем уже не по-советски. Брежнев бы так не спел. И даже Горбачев не спел бы.
Так что все больше появляется людей уже новой, несоветской России. И власти все больше придется им подпевать – никуда не деться. Освобождение этой России от бремени СССР, конечно же, не было никакой вселенской трагедией. Просто ей еще предстоит это осознать и, главное, научиться наконец пользоваться собственной обретенной свободой.
И отучиться идти вперед с головой, повернутой назад, в прошлое.