Нары свое дело сделают
Не всякий президент, скажу я вам, стартовал с рейтинга в 8,3 процента. То есть два последних президента нашей страны стартовали куда хуже: стремился к 0 рейтинг Ельцина перед выборами 1996 года, и ноль без палочки был у Путина, когда из него начали лепить президента. А тот факт, что за этой цифрой стоит главным образом молодежный электорат, вообще дорого стоит.
Козлу было понятно, что нары свое дело сделают. Сначала никто не знал фамилии Ходорковский. Какой там был рейтинг узнаваемости? По-моему, где-то в районе единицы. Потом выучили фамилию. Потом выяснили, что он сделал очень большую и хорошую компанию, и запомнили ее название. И это только часть так называемого народа заорала: «Значит, вор!» А другая часть того же народа решила: «Молоток, умел деньги зарабатывать!» А третья часть того же народа пожалела: «Бедолага, что же его так гнобят-то…» Потом стали узнавать в лицо. Потом, кстати, при печальных судебных обстоятельствах, познакомились с семьей – мамой, папой, женой. А они у него какие-то очень симпатичные все, нормальные, естественные, страдающие. И если яблоко от яблони недалеко падает, то получается, что и он неплохой парень. Обстоятельства «раскручивали» его сами – каждый день с момента ареста – и будут раскручивать сами дальше, каждый день, до выхода на свободу. Ни за какие деньги капиталист Ходорковский никогда в жизни не сумел бы купить такую «помощь» Кремля и прокуратуры.
Теперь его знают все. И вот теперь, когда его знают все, просто глупо не замерять его рейтинг. Если бы так всенародно раскручивали какого-нибудь слесаря Сидорова, то нужно было бы замерять и его рейтинг. У нас дефицит всенародных героев, на стерильной политической площадке нет не то что Пугачева или Робин Гуда, но уже все меньше виден и тот единственный, ради которого все стерилизовали. Кстати, очень смешно назвал «наше все» кто-то на одном из форумов: «этот дробный».
Кстати, если «этот дробный», сев в президентское кресло, неожиданно стал обладателем сексапильности, притягательности и прочих мужских достоинств, неожиданно открытых в нем нашей публикой с ее своеобразным, надо признаться, вкусом, то что же будет, если народ влюбится в Ходорковского, относящегося по всем параметрам к мужчинам, которые украшают любое кресло, а не наоборот. Даже нары. Страшно подумать: «Такого, как Ходор, чтобы…» Дальше все зависит от неуемной дамской фантазии «блестящих», или «скрипящих», или «лижущих» – не помню точно названия этого славного девичьего коллектива.
Конечно, русская народная мудрость гласит, что олигарх-еврей не может стать президентом нашей замечательной родины, но простой российский заключенный – понятие надклассовое и наднациональное. Таким образом, власть, бросив Ходорковского в тюрьму (тут ни у кого не осталось сомнений), собственными руками «отмыла» его образ. Более того, сделала его вдруг конкурентоспособным на открытой площадке, где сегодня царит один, а потому поднадоевший, уже примелькавшийся, не шибко справляющийся с ростом ВВП, какой-то уж слишком гладкий, да еще и с яхтами (как выясняется) президент.
Ходорковский сегодня на автомате получает самую прозрачную и чистую политическую биографию, о которой только можно мечтать. Нет другого человека, такого просвеченного со всех сторон и, по сути, оправданного не судом, но общественным мнением. При этом не прогнувшегося, не попросившего о снисхождении, сохранившего достоинство, не давшего себя унизить и уничтожить (стучу по дереву).
Я вспоминаю разговоры с разными богатыми и знаменитыми людьми, которые считали, что Ходорковский допустил ошибку, потому что «высунулся». Вот Рома Абрамович – он умный, он дружит с кем надо, он не высовывается, поэтому у него все в порядке. У него, наверное, все в порядке на уровне этого президента, Чукотки, ЦСКА и лондонского «Челси». И у него, казалось бы, все просто обалденно на фоне сидящего в тюрьме партнера. И все же никому не придет в голову замерить «президентский» рейтинг Романа Аркадьевича Абрамовича. Только не надо думать, что это его совершенно не волнует и не интересует. Его даже очень интересует, кто будет следующим президентом, и – парадоксально! – он, кажется, снова его создает, на сей раз вместе с другом-Володей. И, поскольку Абрамович человек не глупый, он понимает, что вот этого подарка как раз Ходорковскому и не надо делать. Но никуда уже ему от этой дружбы не деться. Вот и сидят они вместе на телеэкране – Роман и Владимир – и договариваются публично ровно в тот момент, когда Ходорковскому читают приговор. И выигрывает от этого автоматически не будущий бывший президент России и не будущий дважды губернатор Чукотки, а просто российский зэк с будущим.