Кремлёвский колхоз, или «Винегрет из отходов» в честь Нетребко
Анна Нетребко была выдающейся певицей. Как‑то великий Паваротти пошутил, что раньше пел голосом, а сейчас поёт именем. К сожалению, в случае с АЮН эта шутка стала уместна в гораздо более раннем возрасте, а в последние годы и вовсе уже не шутка.
Безудержная гонка за дешёвой популярностью и недешёвыми гонорарами привели к тому, что вместо некогда очаровательной и скромной девушки с безупречным лирико-колоратурным сопрано мы видим и слышим вульгарный и разболтанный голос непонятного тембра, сопровождаемый непотребным, извините за каламбур, поведением Нетребко, которое фанаты певицы оправдывают естественностью и ломкой шаблонов. Безвкусные наряды и муж‑националист весьма сомнительного дарования и интеллекта лишь усугубляют ситуацию.
Анна Нетребко в Вене, 2019 год
Юбилей певица решила отмечать в совершенно не приспособленном к оперному пению, зато очень вместительном, дорогом и престижном Государственном Кремлёвском дворце, давно облюбованном для проведения юбилейных концертов звёздами эстрады. Из классических исполнителей на этой площадке выступают (читай – отмечают юбилеи) двое – Денис Мацуев и Анна Нетребко. Потому что для них музыка и качество её звучания давно не главное в этой жизни.
Чтобы понять уровень, которого к 50 годам достигла оперная дива, достаточно перечислить некоторых звёздных гостей, приглашённых ею на юбилейный вечер: Дробыш, Киркоров, Пригожин, Валерия, Ревва, Батыршина, Крутой, Навка… Отечественные и зарубежные друзья певицы не скупились на громкие слова и комплименты, щедро оплаченные Роснефтью, – от «концерта столетия» (всё, расходимся, дальше будет неинтересно) от Ильдара Абдразакова до «Марии Каллас наших дней» (крайне оскорбительное сравнение для великой певицы) от Пласидо Доминго.
Юбилейный вечер Анны Нетребко. Скажи мне, кто твой друг…
Происходившее 18 сентября в Кремле и транслировавшееся на всю страну каналом НТВ напоминало шабаш и разгул попсы под ликом оперы. Недаром Киркоров назвал виновницу происходящего «сестрой по духу и творчеству». В отличие от организаторов, друзей и родственников именинницы, истинные почитатели классической музыки откровенно были в шоке от увиденного и услышанного.
Известный музыкальный критик, кандидат искусствоведения и автор книг «Краткий курс оперного безумия» и «Хроники оперы. Лихие 90‑е» Вадим Журавлёв в своём обзоре на YouTube‑канале «Сумерки богов» назвал прошедший концерт «изнасилованием оперы и искусства», «дешёвым шоу а‑ля «Голубой огонёк», «весёлой дискотекой», «набором пустых слов и бессмысленных мизансцен», «винегретом из отходов музыкального производства» и «ярмаркой в колхозе по поводу сбора урожая».
Апофеоз «винегрета из отходов»
Отметил знаменитый критик не только нижеплинтусный художественный уровень юбилея, но и казус с поздравлениями от Владимира Путина (доставил и зачитал лично Песков), отметившего «чёткую гражданскую позицию» юбилярши, и канцлера Австрии Себастьяна Курца, поблагодарившего Нетребко за то, что та выбрала Австрию «второй Родиной». Впоследствии поздравление от Курца было предусмотрительно вырезано из телетрансляции, потому что австрийское гражданство и постоянное проживание народной артистки и доверенного лица президента России в другой стране могло вызвать у телезрителей когнитивный диссонанс.
Нелюбовь Журавлёва к Нетребко не является секретом в музыкальном мире, и можно было бы назвать его комментарии предвзятыми, если бы не многочисленные негативные отзывы других ценителей оперы, заполонившие интернет после 18 сентября.
Дена Иванова: И это уровень сегодняшней оперы? Что это было, ребята?
Mimi nota: Очень обидно за Каллас! Такое сравнение для её памяти – как оскорбление.
Любовь Дятлова: Бросается в глаза полное отсутствие у Нетребко внутренней культуры и интеллигентности.
Нина Евдокимова: Я этот балаган даже не собиралась смотреть.
Katty Kritskaya: Впечатление от концерта осталось жуткое. Когда произносили здравицы, у меня возникла мысль: «Им совсем не стыдно, или они все глухие?»
Кашир Узунов: Ощущение полного пофигизма, когда музыка становится поводом, а не целью.
Dariya Karymova: Это была не опера. Это была переписка нарциссов и истериков. Для полной картины не хватало Бузовой и Волочковой.
Валентина Гончарова: Доминго бедолага, трудно ему сейчас, на что не пойдёшь…
Александрит: Зрелище для слепых, глухих и богатых.
Марина Пешкова: Как грустно всё это. Такая девочка была, с таким голоском, а стала пошлой базарной тёткой.
Справедливости ради отметим, что есть немало и положительных откликов, в которых отмечается честность, жизнелюбие и естественность Нетребко. Всё, наверное, так, только при чём тут высокое искусство?
Также читайте на Бабре:
Твари и поклонники, или Как послать с балкона. Инструкция от Нетребко
Фото: AFP, glossymag.ru, instagram.соm/fkirkorov