Кремлёвский колхоз, или «Винегрет из отходов» в честь Нетребко
Анна Нетребко была выдающейся певицей. Как‑то великий Паваротти пошутил, что раньше пел голосом, а сейчас поёт именем. К сожалению, в случае с АЮН эта шутка стала уместна в гораздо более раннем возрасте, а в последние годы и вовсе уже не шутка.
Безудержная гонка за дешёвой популярностью и недешёвыми гонорарами привели к тому, что вместо некогда очаровательной и скромной девушки с безупречным лирико-колоратурным сопрано мы видим и слышим вульгарный и разболтанный голос непонятного тембра, сопровождаемый непотребным, извините за каламбур, поведением Нетребко, которое фанаты певицы оправдывают естественностью и ломкой шаблонов. Безвкусные наряды и муж‑националист весьма сомнительного дарования и интеллекта лишь усугубляют ситуацию.
Юбилей певица решила отмечать в совершенно не приспособленном к оперному пению, зато очень вместительном, дорогом и престижном Государственном Кремлёвском дворце, давно облюбованном для проведения юбилейных концертов звёздами эстрады. Из классических исполнителей на этой площадке выступают (читай – отмечают юбилеи) двое – Денис Мацуев и Анна Нетребко. Потому что для них музыка и качество её звучания давно не главное в этой жизни.
Чтобы понять уровень, которого к 50 годам достигла оперная дива, достаточно перечислить некоторых звёздных гостей, приглашённых ею на юбилейный вечер: Дробыш, Киркоров, Пригожин, Валерия, Ревва, Батыршина, Крутой, Навка… Отечественные и зарубежные друзья певицы не скупились на громкие слова и комплименты, щедро оплаченные Роснефтью, – от «концерта столетия» (всё, расходимся, дальше будет неинтересно) от Ильдара Абдразакова до «Марии Каллас наших дней» (крайне оскорбительное сравнение для великой певицы) от Пласидо Доминго.
Происходившее 18 сентября в Кремле и транслировавшееся на всю страну каналом НТВ напоминало шабаш и разгул попсы под ликом оперы. Недаром Киркоров назвал виновницу происходящего «сестрой по духу и творчеству». В отличие от организаторов, друзей и родственников именинницы, истинные почитатели классической музыки откровенно были в шоке от увиденного и услышанного.
Известный музыкальный критик, кандидат искусствоведения и автор книг «Краткий курс оперного безумия» и «Хроники оперы. Лихие 90‑е» Вадим Журавлёв в своём обзоре на YouTube‑канале «Сумерки богов» назвал прошедший концерт «изнасилованием оперы и искусства», «дешёвым шоу а‑ля «Голубой огонёк», «весёлой дискотекой», «набором пустых слов и бессмысленных мизансцен», «винегретом из отходов музыкального производства» и «ярмаркой в колхозе по поводу сбора урожая».
Отметил знаменитый критик не только нижеплинтусный художественный уровень юбилея, но и казус с поздравлениями от Владимира Путина (доставил и зачитал лично Песков), отметившего «чёткую гражданскую позицию» юбилярши, и канцлера Австрии Себастьяна Курца, поблагодарившего Нетребко за то, что та выбрала Австрию «второй Родиной». Впоследствии поздравление от Курца было предусмотрительно вырезано из телетрансляции, потому что австрийское гражданство и постоянное проживание народной артистки и доверенного лица президента России в другой стране могло вызвать у телезрителей когнитивный диссонанс.
Нелюбовь Журавлёва к Нетребко не является секретом в музыкальном мире, и можно было бы назвать его комментарии предвзятыми, если бы не многочисленные негативные отзывы других ценителей оперы, заполонившие интернет после 18 сентября.
Дена Иванова: И это уровень сегодняшней оперы? Что это было, ребята?
Mimi nota: Очень обидно за Каллас! Такое сравнение для её памяти – как оскорбление.
Любовь Дятлова: Бросается в глаза полное отсутствие у Нетребко внутренней культуры и интеллигентности.
Нина Евдокимова: Я этот балаган даже не собиралась смотреть.
Katty Kritskaya: Впечатление от концерта осталось жуткое. Когда произносили здравицы, у меня возникла мысль: «Им совсем не стыдно, или они все глухие?»
Кашир Узунов: Ощущение полного пофигизма, когда музыка становится поводом, а не целью.
Dariya Karymova: Это была не опера. Это была переписка нарциссов и истериков. Для полной картины не хватало Бузовой и Волочковой.
Валентина Гончарова: Доминго бедолага, трудно ему сейчас, на что не пойдёшь…
Александрит: Зрелище для слепых, глухих и богатых.
Марина Пешкова: Как грустно всё это. Такая девочка была, с таким голоском, а стала пошлой базарной тёткой.
Справедливости ради отметим, что есть немало и положительных откликов, в которых отмечается честность, жизнелюбие и естественность Нетребко. Всё, наверное, так, только при чём тут высокое искусство?
Также читайте на Бабре:
Твари и поклонники, или Как послать с балкона. Инструкция от Нетребко
Фото: AFP, glossymag.ru, instagram.соm/fkirkorov