Вертикаль власти в действии: Путин устроил выволочку губернатору
Второй рабочий день Владимира Путина в сочинской резиденции "Бочаров ручей" был вновь посвящен встречам с лидерами южных регионов России. Главе Ингушетии Мурату Зязикову президент объяснил, как нужно поступать "с экстремизмом любого толка".
А губернатора Краснодарского края Александра Ткачева Путин буквально довел до заикания, отчитав за плохое исполнение закона о льготных выплатах.
`С царем надо говорить обо всем`
В `Бочаровом ручье` в четверг выстроилась губернаторская очередь. Первым подъехал Ткачев. Президента он ждал часа полтора. Прибывший следом Мурат Зязиков много шутил и обнимался с журналистами так, будто в его регионе несколько дней назад и не звучали призывы о лишении его полномочий, а также о возвращении Пригородного района из Северной Осетии в состав Ингушетии.
Беседу с Зязиковым Путин начал с оползней в Малгобекском районе. Президент Ингушетии с пионерским блеском в глазах рапортовал: `Людей переселяем! Строим дома! Я должен был отчитаться о строительстве 60, но построен 181 дом за неполный год!` Путин сдержанно кивнул, перевел разговор на экономику и услышал в ответ о грандиозных строительных планах в республике. По крайней мере так выглядело со слов Зязикова, собравшегося сдать до 9 Мая 4 новых завода. Лишь удостоверившись, что до конца года в Ингушетии будет создано 20 тысяч новых рабочих мест, российский президент задал главный вопрос - о политической ситуации в республике.
`Стабильная штатная ситуация! Люди настроены на созидательный процесс, - доложил Зязиков и заговорил о проблемах инвестиционной привлекательности. - Услышат что-нибудь в СМИ и сразу сворачивают проект`. Путин нетерпеливо водил по столу пальцем. Зязиков перешел к сути: `Были попытки отдельных персон - я бы их личностями не назвал - дестабилизировать ситуацию, но мы этого не допустим. Есть путь парламентский`. Президент как будто только и ждал момента, чтобы осудить диктат улицы: `Что касается нужд людей и законных требований, на них нужно быстро реагировать. Что касается экстремизма любого толка, здесь должен быть поставлен строгий, жесткий, непреодолимый заслон`. Ситуацию с Пригородным районом Путин и Зязиков предпочли публично не обсуждать. Впрочем, отвечая на вопрос ГАЗЕТЫ, глава Ингушетии дал понять, что эта тема затрагивалась: `С царем надо говорить обо всем`.
`Людей это обижает`
После президента Ингушетии к Путину зашел Ткачев. Начало их беседы ничего плохого для губернатора Краснодарского края не предвещало - обычная светская беседа с поправкой на время и место действия. `На улице вовсю март месяц, апрель`, - приступил Ткачев к рассказу о готовности его региона к посевным работам. Путину в это, казалось, верится с трудом: `В Красноярске сегодня плюс 12, а здесь - плюс 7`. Впрочем, губернатор заверил его, что, несмотря и вопреки, Кубань в этом году `будет с хлебом`, особенно если правительство сдержит рост цен на горючее.
Путин перевел разговор на реализацию закона о монетизации льгот. Ткачев, как и Зязиков, вспомнил о негативной роли СМИ, плохо объяснившим населению суть перемен: `Были волнения от непонимания`. `То есть практика реализации закона выравнивается?` - уточнил президент и услышал утвердительный ответ.
Для Ткачева это уточнение оказалось ловушкой. `У меня другой взгляд на этот вопрос,` - глядя губернатору в глаза, объяснил Путин. Накануне из программы местного телевидения он узнал, что в Сочи работающие пенсионеры до сих пор не могут получить льготные проездные билеты. `Это абсолютно не соответствует логике тех действий, которые принимаются в стране по этому вопросу`, - развил наступление президент. Ткачев побледнел и смотреть на Путина перестал. Президент тем временем напомнил ему о договоренностях центра с регионами о том, чтобы уровень льготных выплат позволял приобрести проездные билеты: `Нужно очень рачительно относиться к расходам социального характера, к бюджетным расходам, но нельзя скупердяйничать. Такими решениями никакие серьезные социальные проблемы не решить, а людей это обижает`. Последним аргументом Путина было то, что трудящиеся пенсионеры `работают не в политбюро ЦК КПСС` - денег у них немного и скоро не будет хватать на проезд до работы: `Кем вы их замените? Иммигрантами?`
Ткачев, наконец, отреагировал: `Хорошо`. Голос его дрожал, он, заикаясь, пообещал, что проблема обязательно будет решена. Весь его вид говорил о том, что цель президентской выволочки достигнута. `Я хочу, чтобы этот сигнал дошел до всех остальных руководителей регионов`, - сказал ему на прощание Путин.