«Усольская зона бедствия»: дело сдвинулось с мертвой точки

Бабр трудно заподозрить в излишней любви к врио губернатора Иркутской области Игорю Кобзеву, хотя мы и отдаем должное его способностям как минимум в сфере преодоления чрезвычайных ситуаций.

Однако так называемый «усольский прорыв», в одночасье прогремевший на всю страну, показывает несколько другую сторону Кобзева, о которой и хотелось бы порассуждать.

Усольский Химпром давно являлся настоящей экологической язвой на теле Иркутской области. Это из Москвы Сибирь кажется экологическим заповедником. На самом деле советское правительство в свое время особо не церемонилось, размещая именно в Сибири особо опасные производства и хранилища. Всем известен завод по обогащению урана в Ангарске, бывший завод по производству химического оружия в Свирске, печально знаменитый на весь мир Байкальский ЦБК и, конечно же, Усольский Химпром, на котором какие только вредные вещества не производились.

Автор: Андрей Лесин
Фото из альбома "Иркутская область. Усольский Химпром" © Фотобанк "RuBabr"

На территории площадью более 600 гектаров производились хлор, иприт, ртуть, тротил, наирит, эпихлоргидрин, кремнийорганика и еще сотни других химических веществ. Выбросы с завода щедро опыляли жителей Усолья-Сибирского, жилые массивы которого подходят практически вплотную к забору Химпрома.

В конце 90-х началась катастрофа. Один за другим цеха Химпрома начали закрываться. Владельцы, частные акционеры, попросту бросали опасное производство на произвол судьбы, нимало не озаботившись вопросами безопасности. Как позднее выяснилось, среди совладельцев «УсольеХимПрома» побывала и офшорная компания «Кедбай корпорейшн», через которую утекли многие миллиарды рублей в чьи-то карманы.

Только после закрытия цеха ртутного электролиза без присмотра осталось около 200 тонн ртути. При этом за период своей работы цех сбросил в окружающую среду около 1461 тонн ртути и ее солей, из них минимум 60 тонн попали в реку Ангара, когда-то считавшуюся самой чистой в мире. Еще 725 тонн ртути было сброшено в шламонакопитель. Под зданием цеха продолжает находиться ртуть, удерживаемая глиной.

Автор: Даниил Тетерин
Фото из альбома "Иркутская область. Усольский Химпром" © Фотобанк "RuBabr"

Сейчас Химпром - это гигантская свалка промышленных отходов, опасных веществ и изломанного оборудования. В шламонакопителе находится около двух миллионов тонн опаснейших веществ. В теории территория охраняется - на деле безработные жители Усолья, в одночасье ставшего депрессивной территорией, воруют все, что плохо лежит, в том числе ртуть и опасные химические вещества.

Формально полномочия по ликвидации накопленных опасных веществ еще в начале нулевых были переданы правительству Иркутской области. Однако в течение двадцати лет ситуация полностью игнорировалась всеми губернаторами без исключения. В период Сергея Ерощенко были попытки реализовать на территории Химпрома инвестиционные предприятия, однако губернатор Сергей Левченко похоронил все эти начинания. Хотя именно в период работы Левченко существовал национальный проект «Экология», в рамках которого можно было бы попытаться решить проблему. Однако проблема была не просто проигнорирована, но и доведена до состояния экологического бедствия.

Вернемся к Игорю Кобзеву. Естественно, для кандидата в губернаторы поднимать столь щекотливую тему было бы крайне неправильно в смысле стратегического пиара. Так как поднять вопрос - означать дать заявку на его решение. К чести генерала, он не просто поднял вопрос, но и сумел сразу вывести его на уровень президента.

Мы все знаем уникальную способность российских чиновников ничего не делать даже при наличии правильных законов и приказов. Именно поэтому выход темы на президента - по сути единственный вариант что-то оперативно решить. К сожалению, в российских условиях только личный контроль Владимира Путина дает гарантию выполнения распоряжений.

Автор: Андрей Лесин
Фото из альбома "Иркутская область. Усольский Химпром" © Фотобанк "RuBabr"

Не менее интересным является и передача вопросов ликвидации опасных отходов Министерству обороны и Росатому. Конечно, слово «Росатом» тут же вызвало истерику у иркутских псевдоэкологов, развивших теорию заговора о превращении Химпрома в свалку ядерных отходов. Простим им их некомпетентность и отправим к регламентам по обращению с такими отходами.

Суть в другом. Именно Минобороны способно оперативно консолидировать серьезные силы по ликвидации отходов, а у Росатома есть богатый, к сожалению, опыт консервации таких отходов. Так как вмешательство президента практически означает федеральное финансирование проекта, то можно быть уверенным, что он будет доведен до конца.

Мало кто из губернаторов мог настолько эффективно (и, не скроем, эффектно) не только поставить вопрос, но и фактически решить его. Тут даже идейным противникам Игоря Кобзева нечего сказать: крупнейшая проблема региона если пока и не решена, то вплотную подведена к решению.

Автор: Андрей Лесин
Фото из альбома "Иркутская область. Усольский Химпром" © Фотобанк "RuBabr"

Причем вопрос прорабатывался давно и отнюдь не является предвыборным ходом. Еще в марте 2020 года Игорь Кобзев сказал депутатам Заксобрания: «Считаю крайне важной проблему экологической безопасности. Пора разминировать экологические бомбы!» Именно с марта и начались работы по обсуждению ситуации на федеральном уровне, с Минприроды России. Тогда же в Усолье для определения уровня проблем высадился целый десант федеральных министров.

Именно поэтому можно говорить о том, что в данном случае речь идет не о «кавалерийской атаке», а о системной и тщательной проработке вопроса. А значит, он неизбежно будет решен.

URL: https://babr24.news/msk/?IDE=203391

bytes: 6668 / 5630

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Максим Бакулев, политический обозреватель.

На сайте опубликовано 3431 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Мусорный кризис в Тайшете: как избежать штрафов и решить проблему?

Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Тайшете вызывает серьезное беспокойство. Город столкнулся с мусорным кризисом, который длится уже несколько месяцев. Главной причиной стал конфликт между администрацией города и региональным оператором, занимающимся вывозом отходов.

Анна Моль

ЭкологияЖКХИркутск

1033

22.11.2024

2,5 миллиарда на паузе: что мешает ликвидировать накопленный вред?

Сохранение окружающей среды требует не только строгого контроля, но и значительных финансовых вложений. Для реализации природоохранных мероприятий, особенно связанных с ликвидацией объектов накопленного экологического вреда, часто требуется перераспределение бюджетных средств.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

1705

22.11.2024

Чёрные лесорубы побеждают: что происходит в лесах Иркутской области

Незаконные вырубки лесов стали настоящим бичом для Иркутской области. И в этом контексте власти не устают рапортовать об успехах в лесовосстановлении.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

5756

20.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6303

18.11.2024

Ртуть в 100 раз выше нормы: Усольехимпром – долгострой экологической катастрофы

Когда-то «Усольехимпром» был флагманом химической промышленности, а сегодня его токсичное наследие стало символом бесконечного потока обещаний, растущих бюджетов и коррупции. Прошло более 30 лет с тех пор, как этот гигант превратился в одну из самых опасных экологических зон России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

8989

14.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16633

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8178

12.11.2024

«Не дышится!» – иркутяне снова жалуются на едкие выбросы в Первомайском районе

В Иркутске жители Первомайского вновь обеспокоены проблемой загрязнения воздуха. 1 ноября 2024 года горожане сообщили о неприятных запахах и едких выбросах, которые буквально повисли в воздухе над районом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

11045

05.11.2024

Круглов и люди: объясните разницу, господа налоговые эксперты!

Конечно, трудно судить о налоговой системе, не будучи профессионалом в этой области. Но думается, не будет ошибкой утверждать, про процветающее предприятие должно вносить ощутимый вклад в благополучие территории, на которой оно действует.

Георгий Булычев

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск

11553

29.10.2024

Сосновый лес в Тайшете под угрозой: кто виноват?

В Тайшете на лицо одна из самых досадных и шокирующих ситуаций. Сосновый лес на выезде в сторону посёлка Сельхоз-10 превращается в свалку. Место, которое когда-то было оазисом свежего воздуха и уединения, теперь завалено мусором.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск

9189

28.10.2024

Эн+ собрал 186 тонн мусора: волонтеры очистили Россию в рамках акции «360»

Российский энерго-металлургический холдинг Эн+ в 14-й раз провел волонтерскую акцию «360». С мая более 5 тысяч волонтеров из различных регионов России, от Нижнего Новгорода до Забайкалья, собрали свыше 186 тонн мусора.

Ярослава Грин

ЭкологияИркутск Россия

11596

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11732

24.10.2024

Лица Сибири

Дикусарова Наталья

Апрелков Николай

Осодоев Геннадий

Дубынин Степан

Лазарева Марина

Захаров Владимир

Петров Алексей (иноагент)

Степанов Александр

Иванец Вячеслав

Демирханов Арэг