Мы устроим новый Беслан, говорит Басаев
Впервые после бесланских событий лидер чеченских боевиков нарушил молчание.
Шамиль Басаев, который был организатором захвата школы в Беслане осенью прошлого года, планирует провести другие подобные операции, хотя и высказывает сожаление о том, что во время захвата школы в Северной Осетии погибло 330 человек (половина из которых – дети).
В своем первом интервью после трагедии в Беслане Басаев говорит, что он находится в состоянии шока по поводу происшедшего, но обвиняет в кровавой развязке русских. Басаев стоит под номером один в списке людей, которых разыскивают российские правоохранительные органы, они обещают за его выдачу награду в 10 млн долларов. Басаев заявляет, что он готов отвечать в суде за свои действия, но не отказывается от своей войны с Кремлем, как и от атак на мирных российских граждан.
Интервью с Басаевым выйдет сегодня вечером в программе "Новости 4 канала". Интервью снималось в прошлом месяце, и отснятую кассету передали журналисту одной из стран Ближнего Востока.
Басаев рассказывает о том, что вначале он планировал захватить одну или даже две школы одновременно, в Москве и Санкт-Петербурге, но из-за нехватки средств ему пришлось остановиться на Северной Осетии, которая является "российской базой на Северном Кавказе" и, следовательно, виновата в проблемах истерзанной войной Чечни из-за "молчаливого согласия населения (Северной Осетии)".
По словам Басаева, он хотел дать российскому руководству шанс разрешить ситуацию с захватом заложников "бескровным путем", заставив власти прекратить "геноцид чеченского народа". Он утверждает, что никогда не думал, что российское руководство может допустить гибель детей, говорит, что он "жестоко ошибся" и совсем не рад тому, что в итоге произошло в Беслане.
Басаев настаивает, что крыша спортзала школы обрушилась в результате использования огнеметов российским спецназом, а не из-за взрыва бомб, которые установили захватившие заложников боевики.
40-летний лидер боевиков, который, как считается, скрывается в горах Южной Чечни, выглядит здоровым. Он сидит перед плакатом, на котором написано по-арабски: "Бога нет, а есть Аллах и пророк его Мухаммед". На Басаеве надета черная футболка с надписью "Антитеррор" русскими буквами. Лидер боевиков поясняет, что он считает террористами кремлевских лидеров, а не себя. Перед тем как дать ответ, он читает вопрос интервью на мониторе ноутбука. Под рукой у Басаева – шестиствольный гранатомет, трофей с российской военной базы.
Басаев с гневом высказывается против "массовых убийств на нашей земле" и цитирует не только Коран, но и китайских мудрецов, Уинстона Черчилля и даже Чарльза Дарвина.
Лидер боевиков заявляет, что он "готов ответить перед судом за свои действия, за каждый свой шаг, так как все люди должны быть равны перед правосудием, невзирая на их авторитет и положение в обществе".
Басаев говорит о своей встрече с главнокомандующим и бывшим лидером чеченского сопротивления Асланом Масхадовым, который, по его словам, упрекнул своего помощника, что в Беслане тот зашел слишком далеко.
Басаев сообщил, что он сказал Масхадову: "Я готов предстать перед шариатским судом и ответить перед ним по всей строгости". Но, по мнению Басаева, до окончания войны в Чечне устроить такой судебный процесс не представляется возможным. Лидер боевиков согласен объявить о прекращении огня и начать переговоры с русскими, но только после полного вывода федеральных войск из Чечни.
Также Басаев заявил: "Мы планируем в будущем проводить операции, подобные Беслану, так как нас толкают на это".
Басаев оправдывает свои атаки на мирных жителей так: "Мы находимся в состоянии войны и смотрим на ситуацию реально. Эти люди участвуют в войне, несмотря на то что у них в руках нет оружия".
"Люди, которые одобряют политику Путина и платят свои налоги на эту войну, отправляют своих солдат на эту войну, священники, которые окропляют этих солдат святой водой – разве можно назвать их невиновными? У них просто нет в руках оружия. Российские граждане – пособники в этой войне. Для нас мирные люди – это те, кто не платит налоги на эту войну, не участвует в войне и выступает против этой войны".
Интервью Басаева наверняка будет болезненно воспринято президентом Путиным, который пришел к власти во многом благодаря своим обещаниям сокрушить чеченских сепаратистов.
Продолжающаяся война в Чечне стала для Кремля кровоточащей раной, и, несмотря на строгий контроль над средствами массовой информации, в российском обществе растет разочарование. Такие трагические события, как захват заложников в школе Беслана, вызывают в российском обществе шок и переносят эту затяжную войну из Чечни на остальную территорию России.
Чеченские боевики, которые в мае прошлого года убили пророссийского президента Чечни Ахмада Кадырова, атакуют не только гражданские объекты. В своем интервью Басаев сообщает, что в прошлом году боевики совершили 15 значительных по масштабу атак на российские военные объекты, в четырех самых крупных атаках принимали участие от 200 до 300 моджахедов.
На интернет-сайте боевиков вчера появилось сообщение о том, что Басаев дал своим подразделениям указание не проводить атаки до 22 февраля в качестве жеста доброй воли.