Дума наплодит в России мутантов
В конце прошлой недели Госдума отклонила законопроект, который предусматривал обязательную маркировку генетически модифицированных продуктов, реализуемых в нашей стране. В самой нижней палате парламента это событие объясняют законодательным казусом, который возник еще летом прошлого года.
Тогда поправки, предусматривающие маркировку продуктов питания с любым количественным содержанием генетически модифицированных компонентов, из-за спешки (близились выборы в Думу) были ошибочно написаны группой законодателей к закону «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», а не к «профильным» законам, непосредственно прописывающим права потребителей. Теперь депутаты обещают исправить оплошность и заодно привести поправки в соответствие с европейскими требованиями. При благоприятном развитии событий норма об обязательной маркировке продуктов с генетически модифицированными организмами (ГМО) может быть принята уже в 2005 г.
По словам законотворцев, этот шаг станет стимулом для создания всероссийской сети специализированных лабораторий, способных определять количественное содержание ГМО (сегодня в России не больше десятка таких лабораторий). «Зеленые» позитивно воспринимают нынешнюю инициативу депутатов, но отмечают, что в условиях, когда лабораторий крайне мало, в течение еще нескольких лет норма об обязательной маркировке все равно работать не сможет. Однако производители, заинтересованные в генетической чистоте своих продуктов, даже сегодня могут найти возможность работать на немодифицированном сырье.
Проект закона «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"» (об обязательной маркировке пищевых продуктов, изготовленных с использованием генетически модифицированных организмов) был подготовлен депутатами Владимиром Плотниковым, Василием Черемушкиным и Олегом Шеиным. Цель законопроекта – обеспечить информирование потребителей о происхождении продуктов питания.
В прошлую пятницу законопроект был отклонен Госдумой в первом чтении. «Причина, по которой мы проголосовали против законопроекта об обязательной маркировке пищевых продуктов, изготовленных с использованием генетически модифицированных организмов, – формальная, – комментирует RBC daily ситуацию депутат Госдумы Сергей Колесников. – Сам законопроект «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» был подготовлен группой депутатов в преддверии думских выборов и вносился еще летом 2003 г. Но закон о генно-инженерной деятельности регулирует совершенно другие вопросы, и в нем изначально не предусматривались меры по регулированию оборота продуктов питания, содержащих ГМ-компоненты. Иными словами, депутаты Плотников, Черемушкин и Шеин просто поторопились и внесли свои поправки не к тому закону. Кроме того, эти поправки, даже в случае их принятия, все равно не стали бы работать, ведь в этом случае во всех продуктах нужно было бы искать любые, даже мельчайшие следы ГМО, а сделать это очень сложно – и технологически, и с финансовой точки зрения».
В «Гринписе» соглашаются с этими доводами. «Интересно, что в 1999 г. обязательная маркировка уже была принята Госдумой, но эта норма действовала всего три месяца и была заменена на необязательную маркировку – именно по причине невыполнимости данного требования. На государственном уровне реализовать предложение депутатов сегодня практически нереально, поскольку лабораторий, которые могли бы проводить анализ продуктов на присутствие трансгенных компонентов даже на качественном уровне (не говоря о количественном анализе), в России недостаточно», – сказала RBC daily Наталья Олефиренко, координатор генетической программы «Гринпис России».
Между тем, похоже, ситуация будет меняться к лучшему, ведь законотворческая работа по регулированию оборота ГМ-продуктов не только не закончится, но выйдет на качественно новый уровень. «Предложения перечисленных депутатов в несколько доработанном виде (все-таки логично ввести обязательную маркировку согласно требованиям Евросоюза – то есть для продуктов, содержащих более 0,9% ГМО от соответствующего ингредиента) в ближайшее время будут внесены сразу в три других профильных закона – «О качестве и безопасности продуктов питания и продовольственного сырья», «О защите прав потребителей» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для выработки поправок к этим трем законам комитетами по экономической политике и по экологии создана рабочая группа», – сообщил Сергей Колесников. По его словам, принятие нормы об обязательной маркировке продуктов с ГМО по правилам ЕС позволит заставить государство развивать сеть лабораторий для количественного анализа содержания ГМ-компонентов. «Оптимально, чтобы такие лаборатории были на таможне, а также в каждом субъекте Федерации. Что касается того, захочет ли тот или иной производитель, чтобы на его продукции была маркировка о содержании ГМО, – такого вопроса просто не стоит. Если в законе будет норма об обязательной маркировке, значит, вся продукция станет проверяться и маркироваться, даже если в генетически модифицированном компоненте продукта содержание ГМО будет чуть более 1%», – говорит депутат.
Понятно, что на создание новых лабораторий уйдет не один год. И принятая норма об обязательной маркировке в этот период просто физически не сможет работать в полной мере. Учитывая, что многие производители продуктов питания очень заинтересованы в их «генетической чистоте», уже сегодня реальным решением проблемы может стать добровольный контроль чистоты сырья со стороны продовольственных компаний. Хотя лабораторий с соответствующим оборудованием в нашей стране не хватает, по словам Натальи Олефиренко, у каждого производителя все-таки есть возможность самостоятельно выйти на ближайшую лабораторию и в результате использовать в производстве продуктов только генетически чистое сырье.