Митрополит против балета, или Щелкунчик-оборотень как оккультное искусство
Часть 1. Коротко про оккультизм
В Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Рождество». Спектакль был написан и поставлен по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви в рамках совместного проекта арт-холдинга «Святой мир» и местного оперного театра.
Музыку к выдающемуся опусу написала супруга новосибирского священника РПЦ Ираида Сальникова. В основу либретто лёг евангельский сюжет о Рождестве.
В принципе, всё. Никто бы в стране этого события даже не заметил, если бы на презентации спектакля митрополит Новосибирский и Бердский Тихон не преподнёс новую постановку как альтернативу балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», которая ввиду присутствия «принца-оборотня» является «оккультной», противоречит православным традициям и не отражает сути Рождества Христова.
Другое дело – опера Сальниковой «Рождество». Правда, митрополит откровенно признался, что спектакля не видел, но убеждён, что это «современная театральная постановка», которую и надо показывать в Святки, Новый год и Рождество вместо злополучного «Щелкунчика».
Следующим шагом, если следовать логике митрополита, надо будет запретить практически все написанные за историю человечества сказки, поскольку они все «оккультные», ибо без превращений (причём, не во сне, как у Чайковского, а наяву) там обходится крайне редко. Что будущему служителю культа читала в детстве мама, и на каких сказках он вырос, мы можем только догадываться.
Часть 2. Торжество здравого смысла
Реакция общественности на откровения митрополита не заставила себя ждать. Причём, реакция на редкость единодушная.
«Это удивительная ситуация, когда зашкаливает самомнение таких людей, которые считают себя компетентными во всём. Это высококультурный, высокообразованный человек, у которого кругозор, как обзор через бойницу БТР», – заявил НСН протодиакон Андрей Кураев.
Впрочем, у Кураева с Тихоном давние счёты, ещё со времён скандала вокруг оперы «Тангейзер», когда протодиакон обвинил в необразованности митрополита, который выступил против постановки. Тогда церковный суд встал на сторону последнего, спектакль сняли с репертуара, а директора театра уволили. Как-то будет сейчас?
Волна возмущения докатилась и до Большого театра, со сцены которого «Щелкунчик» не сходит уже 50 лет. По мнению генерального директора Большого Владимира Урина, у митрополита Тихона, безусловно, есть право на собственное мнение, но навязывать и диктовать его всем остальным ему не стоит.
Гораздо жёстче высказалась Анастасия Волочкова.
«Попам я бы посоветовала сидеть в церкви и молиться за всех нас, а не лезть в светскую жизнь и искусство», – сказала как отрезала балерина.
Ещё одно, безусловно, авторитетное мнение прозвучало из Государственной думы.
«Епархия не может вмешиваться ни во что, кроме своих церковных дел. У нас церковь отделена от государства, поэтому божие – Богу, а кесарю – кесарево», – прокомментировал ситуацию первый заместитель председателя ГД по культуре Владимир Бортко.
Ну, хоть кто-то за последние несколько лет вспомнил о конституции.
Воодушевлённые общенациональной поддержкой, в пресс-службе театра заявили, что «Щелкунчик» останется в репертуаре театра, несмотря на критику митрополита. Очень хотелось бы верить, что на этом всё закончится и история с «Тангейзером» не повторится. В этой связи, конечно, хотелось бы услышать комментарии непосредственных руководителей. Как церкви, так и государства.
В заключение напомним этим самым руководителям и всем заинтересованным лицам статью 14 Конституции Российской Федерации:
1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Фото: wordpress.com, novat.nsk.ru