Верховный Суд разъяснит селфи
Верховный Суд расскажет россиянам, как делать селфи.
9 июня на Пленуме Верховного Суда РФ обсуждались коллективные фотоснимки-селфи. Судьи пришли к выводу, что участник коллективного фотоснимка может использовать это изображение по своему усмотрению без получения согласия от других изображенных на снимке лиц.
Вместе с тем, это правило действует, если изображение не содержит информацию о частной жизни других лиц. Кроме того, по мнению ВС РФ, если гражданин размещает в общем доступе в интернете свое изображение, это не дает права другим лицам на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица.
В то же время согласие на использование изображения не требуется, если гражданин является публичной фигурой: занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или иной области.
Но согласие у такого гражданина получать не нужно только в том случае, если «интерес к данному лицу является общественно значимым». В проекте постановления Пленума ВС РФ также отмечено, что если «единственной целью обнародования и использования изображения гражданина является удовлетворение обывательского интереса к частной жизни публичной персоны либо извлечение прибыли, согласие на использование изображения обязательно».
Также не требуется согласие на использование снимков, сделанных в публичном месте, за исключение случаев, когда такой снимок является основным объектом использования. Еще одна категория ситуаций, когда фотографии можно использовать без согласования с изображенными на них людьми – когда это необходимо для защиты правопорядка или для помощи в розыске пропавших людей.
Безусловно, похвально, что высший судебный орган страны озаботился такими явлениями как коллективное селфи и право на использование изображения человека. Однако нельзя не отметить, что в проекте постановления Пленума ВС РФ есть несколько весьма расплывчатых формулировок. К примеру, «информация о частной жизни других лиц»: то, что одного человека станет грубейшим вмешательством в его частную жизнь, другой даже не заметит. Или же другой момент: как определить, является ли интерес к публичной фигуре общественно значимым, а не обывательским?
В общем, если постановление Пленума выйдет именно в таком виде, российским судам придётся принимать какие-то стандарты для всех этих вопросов. Ну, или же дожидаться очередных Разъяснений Пленума ВС РФ.