Артур Скальский

© Известия.Ру

Общество Россия

2073

01.05.2004, 13:29

В завещании он просил не ходить на кладбище, не топтать чужих могил

В субботу исполняется 80 лет со дня рождения известного писателя Виктора Астафьева. Повести "Кража", "Последний поклон", "Царь-рыба", роман "Прокляты и убиты" сделали автора классиком еще при жизни. Анатолий Приставкин, Фазиль Искандер и Андрей Битов рассказали о своих встречах с Виктором Астафьевым корреспонденту "Известий" Наталье Кочетковой.

Анатолий Приставкин, писатель: Он свою премию положил в целлофановый мешочек

-Это один из самых замечательных писателей, которых я лично знал, удивительный, честный до предела перед собой, перед людьми и перед литературой. Начиная с его первой повести шло восхождение человека, который и в жизни прошел поразительно трудный путь. Он работал на Урале в тяжелейших условиях, там схоронил ребенка. Он жил далековато, поэтому мы встречались в Москве. Встреч было не много, но они запомнились. Как-то я пришел поздравить Астафьева с вручением премии в Кремль, но знал, что он будет окружен почитателями, чиновниками, женщинами, и особенно не надеялся прорваться. И вдруг ко мне подходит его сопровождающий и говорит, что Астафьев меня ищет. Я к нему подошел, и он мне говорит: "Давайте посидим и поговорим о жизни". Сопровождающий сказал, что скоро самолет, на что Астафьев ответил: "Самолет подождет". Он прочел мою повесть "Ночевала тучка золотая". Ведь это у него было торжество, его награждали, а он мне начал выдавать свои словесные премии о моей повести. Это было очень трогательно. К нему несколько раз подходили и говорили про самолет, а он отвечал: "Когда еще с писателем встречусь". Он свою премию положил в целлофановый мешочек - из него торчали цветы, а внизу были деньги. "Это, - говорит, - на будущую мою книжку". Я ему говорю: "Так вы же потеряете дорогой". А он ответил: "Ну, что вы, я хитрый - я когда сяду в самолет, то отдам деньги летчику, он мне сбережет их до посадки". Потом были другие встречи. Он оставил потрясающее завещание с просьбой не ходить на кладбище и не топтать чужие могилы. Астафьев очень беспокоился о сибирских цветах. У меня сохранилась открыточка, им подаренная, где Астафьев держит маленький-маленький цветочек. Он сам как цветок, который вырос на сибирской скале, и заменить, повторить его нельзя. Огромная потеря для культуры и литературы.

Фазиль Искандер, писатель: Он горой встал за мое "Дерево детства"

-Виктор Астафьев отличался необыкновенной социальной остротой и смелостью в описании войны, великолепно знал природу Сибири и вдохновенно описывал ее. Он был великолепным знатоком народной жизни. Создал ряд незабываемых характеров, которые навсегда останутся в литературе. Его произведения, написанные своеобразным, нервным, темпераментным языком, всегда узнаваемы. Я несколько раз встречался с ним, несмотря на резкость тона его художественных произведений, в жизни он показался мне очень тонким и дружелюбным человеком. Это заставило меня еще больше полюбить его. Впервые мы встретились по поводу каких-то торжеств: мы пили вино, разговаривали, и тогда он мне показался человеком в жизни очень деликатным. Я помню, что в журнале, где он был членом редколлегии, шла моя вещь "Дерево детства". Не знаю, как другие относились к ней, но он горой встал за нее и пробил. Когда он тяжело заболел, то находился почти что в нищете, и насколько я знаю, власти не соизволили подумать о нем и помочь ему в эти труднейшие дни.

Андрей Битов, писатель: Вот так мы и разошлись: он просто умер, а я просто жив

-Я познакомился с Виктором лет сорок назад и встречался на протяжении жизни еще раза три-четыре. Тем не менее наши отношения все эти сорок лет длились. Я был его читателем в какой-то мере, не знаю, в какой мере он был моим. Когда ему давали премию "Триумф", в жюри которой я состою, то меня выпихнули говорить о нем приветственную речь при вручении. Не зная что сказать, я сказал приблизительно вот что: "На этот раз премия дается русскому писателю именно за то, что он русский. Только настоящий русский писатель знает, каково это, простоять в двух размывающих потоках либерального террора и патриотизма и остаться самим собой". Что прежде всего удовлетворяло меня в Астафьеве - это безусловная честность и удивительная память. Только такой человек мог написать "Царь-рыбу". Когда я читал эту повесть, я заглянул в конец и увидел там раскавыченную цитату из, кажется, Апокалипсиса. При встрече я ему сказал: "Виктор, что ж такое, ты без кавычек даешь библейские тексты". Правда, иначе они не прошли бы цензуру, но он говорит: "Эти слова мне показались моими". И когда я прочитал всю "Царь-рыбу", я понял, что он был прав - это уже были его слова. Сделав такое вызывающее заявление, что премия дается русскому писателю, когда уже все разошлись по фуршету, по рюмкам, я проходил мимо Залыгина и Астафьева. Они почему-то стояли, как певцы, около рояля. Я услышал краем уха - они не подозревали, что я прохожу мимо, - как Астафьев говорит Залыгину: "Слушай, как может Битов понимать это?". Я усмехнулся и вспомнил, что на последней встрече, на каком-то залыгинском пароходе Астафьев мне сказал: "Слушай, Андрей, ну почему ты не можешь писать просто?". Вот так мы и разошлись: он просто умер, а я просто жив.

Наталья КОЧЕТКОВА

Артур Скальский

© Известия.Ру

Общество Россия

2073

01.05.2004, 13:29

URL: https://babr24.news/msk/?ADE=12772

bytes: 5166 / 5119

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика" (Россия)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

10136

28.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

7165

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

16058

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4947

31.07.2015

Авиакомпания "Победа" ввела гигантский сбор за ручную кладь и взвинтила плату за багаж

Бюджетная авиакомпания "Победа" (дочерний дискаунтер "Аэрофлота") резко увеличила и без того немалые багажные сборы и ввела новые. В частности, с 11 февраля она намерена взимать 999-2000 рублей за провоз каждого места ручной клади, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Артур Скальский

ЭкономикаРоссия

6426

04.03.2015

Долларопоклонники

Академик РАН отвечает на вопросы заместителя главного редактора газеты «Завтра». Александр НАГОРНЫЙ. Сергей Юрьевич, кризисы в нашей экономике обычно принято объяснять какими-то внешними причинами, а не ошибками правительственного курса.

Сергей Глазьев, Александр Нагорный

ЭкономикаРоссия

9915

25.01.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд. рублей, поверив слухам о блокировке карт Visa и MasterCard. В дни ажиотажа, 18 и 19 декабря, клиенты Сибирского банка сняли в банкоматах 5,6 млрд и 4,5 млрд рублей соответственно.

Юлия Хотяновская

ЭкономикаМир

8636

01.01.2015

Лица Сибири

Перегудова Валентина

Назимова Анжелика

Ступко Павел

Алдаров Кузьма

Шимко Дмитрий

Сандаков Яков

Гоголев Александр

Рапацевич Евгений

Косолапов Марк

Волков Аркадий