«Фармомафия» в Монголии: раскрыта сеть из 757 чиновников Минздрава и медучреждений
В Монголии проходят публичные слушания (на монгольском «сонсгол») специальной комиссии по рассмотрению причин повышения цен на лекарства. На слушаниях 16 апреля эксперты представили мафиозную «паутину» персонажей, которая проходит сквозь фармацевтическую отрасль, министерство здравоохранения и руководителей медицинских учреждений и департаментов.
Бабр выяснил, кто причастен к неутешительному заключению эксперта комиссии.
Спецкомиссия выявила злоупотребления должностными лицами своими полномочиями и положением или их умышленного использования на рынке медицинских изделий, чтобы создать преимущества для определенного круга лиц. Фактически в Монголии реально работает «фармакологическая мафия».
Участниками «паутины» являются: руководство министерства здравоохранения, члены ученого совета ведомства и национального совета медицинского страхования, сотрудники главного управления медицинского страхования, департамента контроля и регулирования медицинских изделий, департамента государственных закупок, таможни, а также представители совета по лекарственным средствам для человека и прочих отраслевых советов. 757 должностных лиц, работавших в 2018-2023 годах и работающих до сих пор в сфере регистрации и лицензирования лекарств, тесно связаны между собой.
Например, заместитель главы департамента контроля и регулирования медицинских изделий является дочерью главы фирмы «Монгол Фарм» и так далее.
По состоянию на 2023 год в Монголии насчитывалось 3289 фармацевтических компаний. Из них 44 (1,3%) — заводы фармацевтического производства, 459 (14%) — поставщики медицинского оборудования и лекарств, 2786 (84,7 процента) — аптечные организации. Члены комиссии подробно расследовали то, с каким чиновником связано то или иное юрлицо. Например, компания «Тахилтын овоо» добывала необходимые лицензии через заместителя министра здравоохранения А.Шижирбаатара.
Какой процент сотрудников учреждений здравоохранения имеет конфликты интересов и связи с фармбизнесом?
Национальный совет по медицинскому страхованию — 28 должностных лиц из 35; департамент контроля и регулирования медицинских изделий — 41 из 42; главное управление медицинского страхования — 57 из 93; совет по лекарственным средствам для человека — 241 из 321; комиссия минздрава — 32 из 50; комиссия департамента по контролю и регулированию медицинских изделий — 28 из 31; главное таможенное управление — 14 из 41; департамент здравоохранения Улан-Батора — 18 из 51; департамент госзакупок — восемь из 34; поликлиники — 36 из 146.
Кроме того, согласно данным национальной аудиторской организации, лишь семь фармацевтических заводов работают полностью в соответствии с монгольским аналогом ГОСТ в фармацевтическом производстве. Остальные предприятия фактически выпускают поддельные и контрафактные лекарства по формулам, созданным в разных странах Юго-Восточной Азии. Также есть данные, что 14% лекарств на рынке являются низкокачественными, а 19% — незарегистрированными.
Сфера здравоохранения Монголии наводнена бракованными препаратами и дженериками, а учреждения продолжают закупать дешевые лекарства через тендеры.
Ранее Бабр писал, что минздрав Монголии предоставляет льготные права некоторым фармацевтическим компаниям, из-за чего они имеют эксклюзивные контракты на продажу лекарств. Благодаря им есть все возможности для завышения цен. Но основная проблема в том, что заграничные аналоги лекарств действуют быстрее и эффективнее, чем местные. Вопрос о реформировании системы здравоохранения Монголии обсуждался много лет, однако никаких глобальных мер чиновники не принимали.
Проблемы в фармацевтической сфере Монголии раскрылись в ковидном 2020 году, когда оказалось, что треть импортируемых в Монголию лекарств — это контрафакт, а оптовая цена на лекарственные средства в стране превышает стандарты ВОЗ в пять-шесть раз. На монгольском фармрынке работает только частный сектор, и роль государства в его регулировании мала. При этом, согласно статистике, монгольские семьи тратят 300-500 тысяч тугриков ежемесячно на лекарства.
Бессмысленно говорить о развитии и прогрессе в медицине, когда лекарства не соответствуют предъявляемым требованиям. Отметим, за последние годы цены на лекарства выросли в среднем на 40% из-за самых разных факторов — от ковида до колебаний валютных курсов.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: itoim.mn, news.mn