Угольный бизнесмен Троценко: в короли Арктики с задержкой и без инфраструктуры
С самого северного месторождения Красноярского края отгрузили первую партию угля, что краевые власти обставили с немалой помпой. Хотя на деле ранее намеченные сроки оказались сорваны, а заявленной инфраструктуры, судя по всему, так и не построили.
4 октября губернатор Красноярского края Александр Усс в своих соцсетях поделился «исторической» вестью — отгрузкой первой партии коксующегося угля с Сырадасайского месторождения. Месторождение на Таймырском полуострове разрабатывается компанией «Северная звезда» (ОГРН: 1062457033022, регистрация в Норильске) — входит в инвестиционную группу AEON Романа Троценко.
«Несмотря на все сложности, КИП «Енисейская Сибирь» прирастает реальными делами. Проект «Северной звезды» на Таймыре — настоящий прорыв», — похвалился глава региона радостным событием.
К славословиям относительно «исторического момента» присоединился генеральный директор АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» Сергей Ладыженко: «Позади большая работа по подготовке инвестпроекта, оказанию ему поддержки, решению множества земельных и ресурсных вопросов. Да и впереди ещё важные этапы строительства».
Депутатский корпус единороссов тоже не остался в стороне. Депутат Заксобрания от фракции «Единой России» Егор Васильев назвал проект стратегическим «для укрепления русской Арктики»: «Чем значим проект «Северной звезды»? Более всего тем, что посреди арктической пустыни в 100 километрах от Диксона мы получаем доступ к одному из крупнейших в мире месторождений угля (5 миллиардов тонн в оценке) и опорный пункт на трассе Северного морского пути, которых раньше не было».
Одним словом, событие подали с великой важностью. Проект окрестили ключевым для «Енисейской Сибири».
Странно, но отгрузка угля с Сырадасайского месторождения ожидалась ещё в 2021 году — на уровне 300 тысяч тонн в год. В 2022 году хотели выйти на добычу свыше миллиона тонн в год. Но потом планы сдвинулись — и промышленную добычу на месторождении в 2022 году только начали. К 2030 году хотят выйти на 10 миллионов тонн в год. А на 2023 год запланировали покорение китайского рынка. Также сообщается, что переговоры ведут с потенциальными покупателями из Турции, Индии, Вьетнама и Бразилии.
Судя по всему, не вышло и с планами в части строительства инфраструктуры под создание угольного кластера. В январе 2021 года было объявлено о строительстве морского терминала на Таймыре, с вводом в эксплуатацию 2022-м. Также под проект планировалось возвести обогатительную фабрику глубокой переработки, производственную железнодорожную ветку протяженностью 60 километров, морской порт, аэропорт, ТЭЦ, вахтовый посёлок и автодорогу.
Авторы телеграм-канала «НеНаши» обращают внимание на видеоролик, опубликованный красноярским губернатором в качестве явственного доказательства того, что реализация угольного проекта бизнесмена Романа Троценко идёт своим ходом. Так вот, заявленной инфраструктуры на нём не представлено.
«НеНаши» (@NeNASHI)
«Мы, разумеется, ни разу не угольщики, не моряки и тем более не специалисты корпорации «Енисейская Сибирь», но всё же представленный на видео конвейер, на наш взгляд, никак не похож на закрытый (это раз) и тем более не похож на «передовой экологический» (это два).
Ну и три — якобы очень экологичный, крытый (на самом деле нет) конвейер опирается на какую-то баржу, потому как обещанного причала нет и в помине.
Но не будем чрезмерно нагнетать — люди ведь старались, записывали ролик, отправляли его менеджерам КИП «Енисейская Сибирь», чтобы те порадовались и порадовали главу региона. В этом месте, вероятно, надо всем радоваться, но…
Демонстрируемое очень похоже лишь на симпатичную постановку, которая, вероятно, должна убедить ответственных лиц что всё хорошо, конвейер крутится — уголь грузится, а обещанная инвесторами инфраструктура вот-вот появится.
Не уверены за ответственных лиц, но мы никаких эпохальных свершений в представленном ролике не увидели».
В арктические короли
Сырадасайское угольное месторождение расположено в 120 километрах от посёлка Диксон на Таймырском полуострове. На базе месторождения планируется создать кластер с инвестициями около 100 миллиардов рублей — это последняя цифра, которая фигурирует в СМИ, хотя изначально назывались более скромные 45 миллиардов рублей. Ресурсы месторождения оцениваются в более чем 5 миллиардов тонн.
Инвестиционный холдинг Романа Троценко последние годы планомерно консолидировал угольные активы на Таймыре. Сырадасайское месторождение, лицензия на которое была куплена Троценко в 2008 году, стало предтечей сегодняшних процессов по консолидации угольных участков.
Так, в 2020-м Троценко выкупил 100% ООО «Арктическая горная компания», которому принадлежат угольные месторождения на Таймыре: Малолемберовское месторождение с запасами 2 миллиона тонн угля и Нижнелемберовское с запасами 67 миллионов тонн. Другое приобретение AEON, уже в 2021-м, — Полярная горнорудная компания (ПГРК), на балансе которой три поисковые лицензии на угольные участки уже упомянутого полуострова на севере Красноярского края.
Роман Троценко метит в короли Арктики
Бизнесмен явно ждал звёздного часа, когда Арктика окажется на макроэкономической передовой. Напомним, Арктический макрорегион на сегодняшний день — самый благоприятный с точки зрения налоговых и административных льгот. Развитие макрорегиона поставлено правительством в национальный приоритет. Арктическим резидентам обещают преференции и льготы. Это, например, снижение налогов, льготное кредитование, предоставление земельных участков без торгов.
Риски экологической катастрофы
Но всё было бы слишком сказочно и благоприятно, если не одно «но», притом довольно увесистое. Речь про экологические риски. Существует мнение экологов, что разработка угольного месторождения на Таймыре может обернуться крупной экологической проблемой. Поскольку в проект входит строительство ТЭЦ и фабрики по переработке угля, выбросы в атмосферу неизбежны. Между тем в состав коксующегося угля Сырадасайского месторождения входит мышьяк в опасной для природы и здоровья людей концентрации: до 0,8% при допустимой норме 0,02%.
То есть в атмосферу необратимо попадут выбросы соединений мышьяка, что чревато гуманитарной катастрофой, потому как такие соединения провоцируют раковые заболевания. А угольную пыль с месторождения (она тоже представляет опасность из-за своего химического состава), отмечают экологи, будут разносить ветра.
Но до сих пор на эти риски официальные представители AEON и власти Красноярского края внимания не обращали.