Всё не то, чем кажется! ТЮЗ: Гоголь. Впечатления
«Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»
Н. В. Гоголь, «Невский проспект».
Эпиграф к спектаклю «Гоголь. Экспонаты»
Красноярский Театр юного зрителя должны люто ненавидеть директора театров не только Красноярска и края, но и близлежащих регионов. Потому что, побывав на спектаклях этой уникальной команды, зрители в полной мере осознают, что в других «храмах искусства» им пытались «впарить», скажем так, не столь качественный продукт.
Под похожее впечатление попала и редакция Бабра, побывавшая на спектакле ТЮЗа «Гоголь. Экспонаты».
Конечно, не совсем справедливо сравнивать спектакли, идущие на сцене ТЮЗа, с оперными или балетными постановками в оперном театре или с мюзиклами в театре музыкальном. Просто потому, что по определению разные жанры. Хотя тот же «Биндюжник и король» в постановке Романа Феодори мог бы украсить сцену любого музыкального театра, о чём красноречиво свидетельствуют две «Золотых маски» в категории «Оперетта‑мюзикл». Однако не оценить в полной мере феноменальную самоотдачу актёров, отношение к своему делу, ответственность перед зрителем, креативность и профессионализм руководства театра после посещения Красноярского ТЮЗа невозможно.
Да, билеты сюда недёшевы. И кто‑то скажет, что выложить 1500 рублей за то, чтобы посмотреть спектакль «какого‑то там ТЮЗа», – немыслимая роскошь. Однако переступив порог театра, вы тут же получаете бесплатно букет качественных программок, буклетов и путеводителей и попадаете в атмосферу невероятной инсталляции от известного столичного художника Ольги Никитиной.
По сути, спектакль начинается не после третьего звонка, а как только вы вошли в театр: вы бродите по музею мистификации (в просторечии – фойе), раскрыв рот и восхищаясь Гоголем, задремавшим над Собором Святого Петра и фонтаном Тритона в Риме, его комнатой, душами, париком и отпечатком ботинка, зачитываясь остроумными подписями под слепками знакомых и не очень лиц, шарахаясь в сторону от похоронной процессии. А затем два с лишним часа не можете оторваться от происходящего на сцене, заворожённо наблюдая за игрой актёров и каскадом спецэффектов и изо всех сил пытаясь не отстать от полёта режиссёрской мысли.
И уже на выходе из театра, придя немного в себя, вы осознаёте, сколько во всё это вложено сил и средств, и вас одолевает единственное желание: вернуться, доплатить и пережить всё это ещё раз.
Об оправданности ценовой политики ТЮЗа свидетельствуют и постоянные аншлаги и ставший уже привычным дефицит билетов. Изо дня в день красноярцы и гости города заполняют зрительный зал ТЮЗа до отказа, несмотря на, скажем так, не самое удобное расположение театра на правом берегу Енисея в шести километрах от центра города. При этом отточенная до мелочей работа капельдинеров позволяет избежать раздражающего рассаживания опоздавших после начала спектакля, пусть и в ущерб его своевременному началу.
Поставленный в феврале прошлого года визуально-пластический этюд (в любом другом театре подобный жанр распугал бы зрителей на несколько лет вперёд, но ТЮЗ Красноярска уже давно не «любой театр») «Гоголь. Экспонаты» за год триумфального существования успел побывать на гастролях в Москве, откуда привёз ворох восторженных отзывов прессы, и войти в лонг‑лист Национальной театральной премии «Золотая маска». Последнее нам кажется не совсем справедливым, но эксперты «Маски», по‑видимому, не решились номинировать на премию сразу два спектакля провинциального ТЮЗа и из двух заявленных красноярцами постановок остановили выбор на «Анне Карениной», расщедрившись при этом сразу на шесть номинаций.
Постановочная команда «Гоголя» в представлении не нуждается. Это главный художник театра Даниил Ахмедов, на этот раз, как и в случае с культовым спектаклем театра «Алиsа», выступивший в качестве художника-режиссёра, и художественный руководитель постановки, а заодно и всего театра, Роман Феодори.
Немалую роль в успехе спектакля сыграли и музыка композитора Евгении Терёхиной, и свет Тараса Михалевского, и видеоарт Дениса Зыкова, и хореография Марии Сиукаевой. Все эти составляющие, среди которых нет слабых звеньев, невероятно органично слились в единое целое вокруг гоголевских сюжетов повестей «Шинель» и «Невский проспект».
Действие спектакля продумано и отточено до мелочей. Техническая оснащённость сцены и мастерство использования предоставленных постановщикам возможностей потрясают воображение. Мистификации, начавшиеся в фойе, продолжились на сцене, а некоторые трюки так и остались неразгаданными, несмотря на богатый театральный опыт автора этих строк. От осознания масштаба проделанной работы и актёрской самоотдачи захватывает дух, а безантрактные два с лишним часа пролетают на одном дыхании.
Фото- и видеосъёмка в ТЮЗе официально разрешены, однако воспользоваться предоставленной возможностью не удалось. Отвлекаться от происходящего не то что не хотелось, а даже не приходило в голову, а когда озарила мысль сделать несколько кадров для рецензии, в зале уже раздавались оглушительные финальные аплодисменты. Поэтому фото из спектакля позаимствованы с официального сайта и из группы театра ВКонтакте.
Разбирать постановку более подробно по эпизодам и актёрским работам неблагодарно и бессмысленно, настолько всё воспринимается единым целым. И уж тем более пересказывать сюжет, хотя он, несмотря на всю метафоричность и визуальность постановки и текстовую минимизацию, в спектакле, конечно же, не потерян. Особенно для тех, кому не удалось по совету постановщиков забыть сюжеты «Петербургских повестей» великого русского классика.
Тем, кто ещё не успел посмотреть «Гоголь. Экспонаты», лучшей рекомендации, чем даёт команда ТЮЗа в аннотации к спектаклю, не придумать. Если коротко, то:
1. Вспомните сюжет «Шинели» и «Невского проспекта».
2. Забудьте сюжет «Шинели» и «Невского проспекта».
3. Расслабьтесь и получайте удовольствие, спектакль всё сделает сам.
Ну а тем директорам и режиссёрам, что сидят и плачутся по поводу отсутствия должного финансирования, неудачного расположения театра или каких‑либо иных проблем, хочется сказать: ребята дорогие, работать надо уметь, спонсоров находить надо уметь, с грантами работать надо уметь, не бояться экспериментов надо уметь. А самое главное – любить своё дело и отдаваться ему всей душой. Тогда у вас будут и средства, и зритель, и успех, и «Золотые маски», и такие вот рецензии. Может, не сразу, но обязательно.
Мы не можем говорить за все театры России, но среди тех многочисленных сибирских театров, где мы побывали, Красноярский ТЮЗ – лучший. Как такое может быть? Это уже вопрос не к нам, а к Роману Феодори, Даниилу Ахмедову и директору театра Наталье Кочорашвили.