Кино-2014: Кто хочет стать повелителем мух?
В прокате Иркутска и области – подростковая антиутопия «Бегущий в лабиринте», еще одни «голодные игры», на этот раз с монстрами-минотаврами.
«Бегущий в лабиринте» (The Maze Runner) (12+). Режиссер: Уэсс Болл. США, 2014
Есть такое место, называется Глейд. Представляет оно собой огромную поляну с окрестным леском, изобилующим съедобными растениями и животными. В Глейде вечное лето, тишь да гладь. Раз в месяц из-под земли сюда поднимается лифт, а в нем – новенький подросток, ничего про себя не помнящий. За много-много месяцев таких подростков набралось в Глейде несколько десятков, и все – мужского пола. Разумеется, они непрестанно предпринимают попытки вырваться из постылого рая, но это ни к чему не приводит. Глейд окружен лабиринтом, по коему еще и рыскают чудовища. Ночью в его коридорах оставаться нельзя – тотчас сожрут. А в течение дня никому еще не удавалось нащупать выход.
Но вот в Глейд прибывает очередной новичок – Томас (Дилан О’Брайен), сразу возмутивший деланное спокойствие, царящее в этом казарменно-инкубаторском мирке. Во-первых, Томас взял зачем-то да и убил гривера, то есть одного из тех лабиринтных чудовищ, которых все так трепещут. А во-вторых, на следующий же месяц после Томаса в Глейд поступает Тереза (Кая Скоделарио) – первая здесь девушка, почему-то вызвавшая у ватаги юношей смятение, граничащее с ужасом. И самое невероятное, что эта Тереза узнает Томаса, пусть и ничего больше о нем или себе вспомнить не может…
Лабиринт. Вид сверху
Если вас всерьез заинтриговало приведенное описание, вам вряд ли больше лет, чем героям этого фильма. Впрочем, не поручимся и за каких-нибудь двенадцатилеток – даже многие из них могут ни капли не соблазниться обещанным зрелищем. Слишком уж все это приелось, как и любое поначалу прибыльное начинание, из которого Голливуд без всякого чувства меры пытается выжать дивиденды как можно быстрее. Пока тренд актуален, надо торопиться. А можно и так выразиться: пока образцы литературной макулатуры подобного сорта становятся всемирными бестселлерами, их следует экранизировать неукоснительно.
Пользу из имеемого сейчас в виду потока подростковых антиутопий можно извлечь одну, да и то сомнительную. А именно – есть шанс проникнуться нежностью к тому единственному рачку, который на общем безрыбье, средь сплошных лягух да пиявок, может показаться едва ли не жирной щукой. В нашем случае такой рачок очевиден – это, разумеется, «Голодные игры», один из самых знаковых блокбастеров современности, поставленный по столь же знаковому бестселлеру. Грядущую третью часть сих «Игр», пожалуй, поднимут на щит даже наиболее стойкие из скептиков – уж больно выигрышно данная франшиза смотрится на фоне своих бесчисленных эпигонов.
У подземного лифта
Штука в том, что каждый следующий из таковых эпигонов оказывается в разы хуже предыдущего. «Дивергент» был сквернее «Голодных игр», «Посвященный» – паршивее «Дивергента», а «Бегущий в лабиринте» – даже и «Посвященного» гаже. Тем не менее у «Бегущего» есть все шансы на то, чтоб его признали четвертой Главной Подростковой Антиутопией наших дней. И помочь ему в этом может прежде всего тот факт, что это первый в приведенном ряду фильм, беззастенчиво подражающий действительно великой подростковой дистопии – классическому роману двадцатого века «Повелитель мух» (была и у него резонансная экранизация).
У входа в «обитель зла»
С другой стороны, «Бегущий в лабиринте» не устает демонстрировать собственную немощь даже в делах элементарного копирования своего основного источника вдохновения. Об исходной книге (написанной американцем Джеймсом Дэшнером) рассуждать не возьмемся, но фильм – отвратительно фальшив с первого до последнего кадра. Такое впечатление, что режиссер Уэсс Болл – ближайший родственник Уве Болла, немецкого постановщика, знаменитого своею бездарностью. Но если безрукость Уве хотя бы изредка веселит, то дефективность Уэсса раздражает и только раздражает. Ах, Дженнифер Лоренс, отчего ты не можешь украсить собой не только фильмы-продолжения «Голодных игр», но и ленты-подражания таковым?..