Суд идет над Янгелевским ГОКом!
Температуру измеряют в Цельсиях, силу в Ньютонах, энергию в Джоулях, напряжение в Вольтах. Единице измерения жадности давно пора присвоить имя Дикунова. «Король проходимцев» не раз нам попадал в поле зрения. Но всякий раз мы не устаем изумляться.
Конечно, изрядная доля жульничества присутствует в успехе многих российских бизнесменов. И скряг среди них тоже немало. Однако гремучее соединение этих двух качеств стало не дополнением, а самой натурой Эдуарда Евгеньевича.
Любопытный процесс мы обнаружили на сайте Арбитражного суда Иркутской области. Последнее заседание состоялось на днях, 8 апреля. Некое ООО МК «Оника» просит взыскать с АО «Янгелевский ГОК» 5 миллионов 657 тысяч 699 рублей. Из них 5 млн 113 тыс. 676 руб. основного долга, остальное – проценты за пользование чужими денежными средствами. От источника же в суде удалось узнать подробности этого процесса, впрочем, весьма типичного для Дикунова и Ко.
Стоит сказать, что дело было принято к рассмотрению еще 17 августа 2020 года. Однако несколько раз заседания откладывались. Сначала из-за ограничений, связанных с коронавирусом. Затем пошли финты и уловки юристов Янгелевского ГОКа. Явно, чтобы не платить по счетам, они уже в ходе процесса состряпали встречный иск почти на такую же сумму.
Основной собственник ГОКа Эдуард Дикунов и его приказчик (гендиректор) Сергей Федоров в излюбленной манере явно тянут время. Хотя это время он крадет и у суда. А также наносит очередной коричневый мазок собственной давно не ароматной «деловой» репутации.
Хорошо живет на свете Винни Пух!
Заполученное рейдерскими схемами игирменское месторождение кварцевого песка – по сути и есть всё предприятие с громким названием «горно-обогатительного комбината». Чтобы в буквальном смысле грести деньги из под ног экскаватором, никаких ноу-хау тут и не требуется. Занятие, как дальше поймете, далеко не самое технологичное. Хотя его прибыльности позавидовал бы Илон Маск. Как и степени вовлеченности в производственный процесс «генерала песчаных карьеров».
У Эдуарда Дикунова остается вагон и маленькая тележка времени проворачивать прочие аферы – не на песке. А на досуге весьма театрально вживаться в роль видного общественного деятеля. Пламенного борца за сохранение памятников города Иркутска. Еще давать умные советы губернатору – как тому правильно отчитываться и строить свою работу.
Хорошо живет на свете Винни Пух!
«Горно-обогатительный комбинат» правильнее назвать максимум участком или артелькой. Обогатительным он является лишь в той части, в которой обогащает самого Дикунова. Нехитрая работа сводится к нескольким действиям. Сначала снимается вскрыша – то есть с поверхности убираются разные там вершки и корешки от деревьев и кустарников. Потом песок прямо из земли погрузчик переваливает в вагоны. А дальше железной дорогой он расходится по самым разным городам, весям и предприятиям. Черпаются денежные знаки в обмен на песок.
Люди, который весь этот процесс видят вживую на ГОКе, диву даются безудержной фантазии на главной странице сайта. Девиз – «Совмещая опыт и инновации».
Оказывается, «предприятие реализует программу по модернизации и реконструкции производства». От такого очковтирательства облез бы от зависти уже не Илон Маск, а Дмитрий Рогозин. На Янгелевском ГОКе мы знаем лишь одного космических масштабов фантазера – владельца всего этого добра Эдика Дикунова. Так что перлы про инновации, модернизации и реконструкции, скорее всего, надиктованы им лично.
Астероиды заказывали?
Это вовсе не лирическое отступление, как вы могли подумать. Технологическая цепочка «карьер – вагон» имеет самое прямое отношение к судебному иску. Какой бы простой она не казалась, дефективный менеджмент Эдуарда Евгеньевича довел ее до крайнего примитива. Дело в том, что на стадии извлечения из недр, по причине разницы температур с окружающим воздухом, песок необходимо складировать в курганы. И промораживать, прежде чем загружать в вагоны.
По уму делается так – готовят площадку, песок сваливают в бурты, по которым ездит бульдозер. Тот буторит в мелкую крошку сначала промерзший верхний слой, затем ниже, еще ниже, и так далее. Если этого не делать, а погружать не промерзшую сыпучую массу, она схватится уже в вагонах. И покупатель получит некое подобие астероидов массой до 100 тонн.
Ошалев от объемов кварцевого песка, которая долго заказывала одна очень крупная компания по добыче углеводородов, в Усть-Кутском районе, в Янгелевском ГОКе решили даже не париться. Предвкушение навара застило глаза жадному дяде, преломляясь множеством нулей сквозь призму его окуляров. Не терпелось отгрузить побольше, да побыстрей. Тут уже не до «высокотехнологичной» проморозки. Особенно, когда в инновационно-продвинутой артеле полтора трактора и погрузчик.
А затем всякий раз происходило то, что и должно было произойти по законам элементарной физики. До станции «Лена» в Усть-Куте в таких случаях доходил не песок, а десятки «астероидов» в каждой новой партии. Если б заказчики имели отношение к NASA, возможно их бы заинтересовал такой груз. Но для гидравлических взрывов пластов и иных целей требуется кварцевый концентрат, а не кварцево-ледяные глыбы.
Потому дробить их приходилось уже на месте. Вот тут и всплывает в нашем рассказе ООО МК «Оника», предприятие, которое одно из немногих в Усть-Куте имело подходящий опыт. Оно осуществляла выгрузку, хранение и перевалку песка в автотранспорт для дальнейшей отправки на места. Ну и самое главное в нашей истории – раскайловку груза. Которая, если б поставщик делал всё по уму, и не потребовалась бы.
Гендиректор ГОКа Сергей Федоров ухватился за «Онику», как за спасительную соломинку. Песок в Усть-Кут через тупик предприятия пошел буквально эшелонами. Руководство фирмы как могло исполнило все условия договора. Несмотря на постоянные нештатные ситуации, которые быстро превратились в регулярные. Ведь своей осознанной безалаберностью контрагент создавал постоянный авральный режим. И так на протяжении нескольких лет. Превращенный в каченные глыбы, единые с вагонами, «вырабатываемый» ГОКом товар с завидной регулярностью получали потребители не только Усть-Кута, но и иной географии.
Изучив стороны арбитражного процесса, мы выяснили, что МК «Оника» всегда дорожила репутацией. Тем более, когда заказчик рискует потерять лицо перед собственным исполнителем. Потому сотрудники предприятия и сверхурочно работали, и в прямом смысле разгребали в условиях усть-кутских морозов постоянно сваливавшиеся «сюрпризы» Янгелевского ГОКа. И как теперь, выяснилось, делали это за здорово живешь.
Залогом взаимоотношений являлся скрепленный подписями сторон договор. И, конечно, элементарное доверие, как принято обычаями делового оборота. Однако, наряду с чисто рабочими «косяками» и разночтениями, включилась динамо-машина по оплате. Крупнейший в России добытчик кварцевого песка, имея почти нулевую себестоимость единицы продаваемой продукции, почему-то платил через пень колоду, увеличивая с каждым разом задержки. Как это уже стало нормой в предприятиях Дикуновщины, вместо денег пелись песни типа «в нашем лице у вас стабильный крупный заказчик», «работаете на перспективу» и так далее.
Кому должен, всем прощаю!
Наша редакция с прискорбием отмечает, что теми же прихватами «общественный деятель» Эдуард Дикунов вербует журналистов для рекламы своих потуг по «спасению Иркутска». Несколько наших коллег сообщали, как он часами рассказывает соискателям работы лекции о своей «благородной миссии». А затем предлагает потрудиться «на перспективу». Чаще всего вместо гонорара авторы только «перспективу» и вынуждены намазывать на хлеб. Прямо как в анекдоте про поручика Ржевского «Гусары денег не берут!».
В ситуации с раскайловкой песка в Усть-Куте мы считаем, что руководству МК «Оника» следовало просто послать и Федорова, и Дикунова куда подальше. Чтобы они сами разгребались перед крупнейшей в Иркутской области нефтедобывающей компанией. И заодно перед ее сильнейшими юристами. Однако не у всех предпринимателей-сибиряков еще испарилась человеческая порядочность. Ею беззастенчиво и пользовались нечистоплотные коммерсанты.
Согласно данным учета, услуги МК «Оника» выполнила полностью и в срок. Однако, как кончились авральные ситуации по борьбе с песочно-ледяными глыбами, АО «Янгелевский ГОК» передумал оплачивать эти работы. «Кому я должен, всем прощаю».
Подрядчика «бортанули» по классической схеме, оплатив лишь часть работ, утверждая теперь, что никто никого не просил ничего раскайловывать. Очень примитивное кидалово. Видимо, нужно было ждать лета, чтобы выгрузить из вагонов растаявший песок.
Дальше – больше. В суде, в качестве контраргумента, Янгелевский ГОК направил встречный иск. Особый цинизм в формулировке – требование взыскать деньги «за сверхнормативный простой вагонов».
Следующее заседание суда состоится 27 апреля.
Все больше людей убеждаются, что связываться с ГОКом, как и другими аффилированными фирмами Дикунова, себе дороже. И речь идет не о каких-нибудь бедолагах, согласившихся подрядиться под честное слово. А о серьезных организациях, дорожащих своим добрым именем и репутацией. НО, даже то, что написано и подписано пером, хоть раньше и не вырубалось топором, теперь не страхует от жадности и вероломства.