Турухай-табунанг: почему покровитель бурятских казаков достоин памятника
В Кяхтинском районе установили новую достопримечательность — монумент в честь князца Турухая-табунанга. Одинокого титанического воина в камне можно увидеть на федеральной трассе А340 по пути в Кяхту, у отворота на Субуктуй.
Инициатором создания монумента к столетию Бурятии стал шэрэтэ-лама Бултумурского дацана Баир Батоцыренов. Многие прихожане и служители буддийского храма — потомки казаков, которые в 1914 году воевали на русско-германском фронте, а в советское время подвергались репрессиям по печально известной 58 статье за службу в белых войсках и в отряде атамана Семенова.
Выполненный в металле и камне Турухай-табунанг призван благословить бурятских солдат. Монумент по проекту Дмитрия Будажабэ и Петра Гармаева выполнен знаменитым бурятским ювелиром и скульптором, членом Союза художников РФ Юрием Эрдынеевым. Работы Эрдынеева хранятся в музеях Улан-Удэ, а также в частных коллекциях России, Монголии, Китая, Польши и США.
Улусный владыка части бурятских и монгольских племен первой половины XVII века, славный воитель и толковый управленец Турухай получил аристократический титул табунанга, женившись на дочери правившего в Халхе (Северной Монголии) Сэцэн-хана, принадлежавшего к младшей ветви потомков чингизида Даян-хана, вновь объединившего монголов в единую империю во второй половине XV века.
Почему Турухай-табунанг считается великим правителем и покровителем бурятского казачества? Князец обладал авторитетом и наводил страх как на русских казаков, так и на маньчжурских чиновников. Обе стороны так или иначе рассчитывали подчинить себе Забайкалье (имеется в виду историко-географический регион в пределах современных Бурятии и Забайкальского края), где в XVII веке кочевали в основном табангуты, хори, тунгусы, дауры и другие этногруппы.
По официальной версии российских историков, в итоге эти земли добровольно (но не без редких агрессивных стычек) присоединились к Российской империи, в чем была большая заслуга Турухая. В 1647 году имперские казаки достигли ставки бурят-монгольского князца, который кочевал с 20 тысячами своих подданных между Чикоем и Хилком. Решив стать вассалом русского царя, Турухай-табунанг предоставил казакам право сбора ясака с двух тысяч своих улусных людей.
В книге «Карымы Бурятии. История и география поселений русско-бурятских метисов» писателя Александра Махачкеева, в которой он ссылается на исторические источники, сказано, что в Предбайкалье, в свою очередь, объединение булагатов, эхиритов, хонгодоров и ряда других более мелких племен оказывало долгое и ожесточенное сопротивление русским казакам.
В какой-то степени Турухай-табунанг достаточно быстрым принятием русского подданства спас многие жизни среди бурятского населения, хотя он был одним из тех военачальников, кто мог бы побеждать в крупных столкновениях с казаками. Турухай был прекрасным воином, который не раз громил превосходящих его противников, но он ясно осознавал, что если маньчжуры и монголы обрушатся на бурят, то его народ долго не протянет.
Поэтому князец всячески искал контактов с русскими, которые уже вовсю осваивали Предбайкалье. К тому же мирное присоединение Забайкалья благотворно отразилось на отношениях между пришельцами и коренным населением: русские и буряты вступали в смешанные браки, всячески роднились. К концу XIX века метисы составляли не менее трети населения Забайкалья.
Конечно, в суровом мире XVII века вооруженные стычки были нормальным явлением. Одни восточные племена могли биться с казаками в кровавых битвах, пока другие вместе с русскими отбивали атаки маньчжуров и монголов, считающих забайкальские земли своей законной добычей. В 1650 году люди Турахая-табунанга уничтожили в районе устья Селенги отряд царского посла Ерофея Заболоцкого, ехавшего к Сэцэн-хану, и отступили в Восточную Монголию. Весь улус Турахая-табунанга покинул Забайкалье и ушел к Сэцэн-хану, после чего в погоню за князцем отправилось крупное русское войско.
После этого сведения о жизни Турахая-табунанга теряются, но он все-таки вошел в историю как человек, обеспечивший мирное присоединение бурятского народа к России, и как спаситель бурят от порабощения маньчжурами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что особо его фигура почитается именно среди бурятских казаков.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Фото: Дара Анжилова