Владимир Орсоев

© Babr24.com

ПолитикаРасследованияБурятия

33024

19.04.2017, 18:51

Ирина Смоляк: серость на тропе войны

На фоне многочисленных боевых конфликтов последнего времени в бурятской политике, несколько особняком стоит достаточно жесткая попытка пока еще руководителя управления по информационной политике правительства Бурятии Ирины Смоляк возбудить в отношении мэра Улан-Удэ Александра Голкова уголовное дело по клевете.

Оставим пока в стороне подробности самого дела - оно по сути высосано из пальца и не стоит выеденного яйца. Вопрос в другом: с какой целью третий по статусу человек в правительстве Бурятии лично выискивает IP-адреса сообщений на форумах и, что называется, "разжигает"?

Напомним, попытку возбудить дело против мэра Ирина Смоляк пыталась еще в "царствование" Вячеслава Наговицына, в марте 2016 года. Цель той попытки была достаточно грязной - не столько дискредитировать законно избранного мэра, сколько сделать себе имя на скандале.

Отметим, что с делами частного обвинения по клевете (статья 128 УК РФ) в российской судебной практике ситуация обстоит не лучшим образом. Возбудить такое дело крайне сложно, доказать умысел (а не искреннее заблуждения) "клеветника" еще сложнее. В случае, когда единственным доказательством является IP-адрес компьютера, с которого было написано сообщение, дело сразу переходит в категорию высокотехнологичных, а его судебные перспективы тают, как майский снег.

Это, однако, лишь нюансы. А вот цель Смоляк "выйти из тени" и получить пусть и скандальную, но известность на громком деле - очевидна.

Давайте посмотрим поближе на этого человека, который долгое время был в тени своего покровителя Вячеслава Наговицына.

Ирина Смоляк начинала свою карьеру с достаточно рядового журналиста в Томске. Правда, она каким-то образом умудрилась получить хорошую должность сразу в областной газете "Томский вестник". По позднесоветским понятиям, для такого старта журналистской карьеры требовались серьезные личные связи. У юной Ирины они были - и личные, и родственные.

Впрочем, тяжелый труд журналиста продолжался недолго. Почти сразу же Ирина оказалась главным специалистом в Томской областной администрации - до такой должности некоторые идут годами и даже десятилетиями. В администрации молодая чиновница "зависла" на десять лет, дойдя в итоге до своего карьерного потолка - заместителя главы администрации по информационной политике.

В 1998 году в администрации Томской области появился Вячеслав Наговицын. О его деятельности на посту заместителя главы администрации, а с 1999 года - главы администрации, скромно рассказывают, что он "грамотно выстраивал партнёрские отношения с представителями крупного бизнеса сибирского региона, России и стран зарубежья". Что это означает в применении к российским реалиям, наверное, расшифровывать не надо. И Ирина Смоляк, к тому времени взявшая в ежовые рукавицы все томские СМИ и общественные организации, оказалась ему нужна как воздух.

В 2007 году Наговицына назначили главой Бурятии. Вместе с ним в республику приехали несколько десятков человек, но через год из его старой команды осталась только Смоляк. Она осталась на той же должности, что и в Томске - по сути "серым кардиналом", курировавшим все взаимоотношения со СМИ и общественностью.

Ирина Смоляк всегда считалась бессеребренницей и скромницей. Она до сих пор ездит на допотопной японской развалюхе "Nissan Pulsar" 1999 года и декларирует годовой доход ровно в соответствии с пусть и нескромной, но все-таки зарплатой в полтора миллиона в год. Но видимая скромность Смоляк - это, естественно, лишь верхушка айсберга.

Чем обычно занимается человек на той должности, которую занимает Ирина Смоляк? Этот вопрос очень интересен и обычно скрыт от глаз общественности.

В бюджете любого региона всегда выделяется значительная сумма на так называемую "поддержку СМИ". Сама по себе эта формулировка берет свое начало в советское время и не имеет никакого отношения к суровой капиталистической реальности. Известная проблема существования региональных, особенно районных, СМИ, заключается в том, что они совершенно нежизнеспособны без бюджетных вливаний. В любой капиталистической стране такие СМИ давно умерли бы естественной смертью. Но в российской реальности, властям нужны рычаги влияния на общество для решения своих, совершенно специфических задач.

Схема работы со СМИ простая. В зависимости от тиражей и уровня влияния СМИ, ему выделяется скромная или нескромная дотация из бюджета. В конкретном выражении эта сумма колеблется от 100-150 тысяч в год для захолустной районной газетки до 300-400 тысяч в месяц для серьезного регионального СМИ.

Формально в обмен от СМИ требуется лишь "освещение деятельности органов власти". Все в полном соответствии с Конституцией РФ. На самом деле все прекрасно понимают правила игры - если СМИ будет исповедовать принципы свободы слова в отношении той ветви власти, которая выдает бюджетные средства, то в будущем этих дотаций просто не будет. По совершенно официальным основаниям.

Это, однако, не вся часть процесса. Официальных бюджетных денег, как правило, не хватает - а аппетиты и СМИ, и политтехнологов растут. И тогда в ход идут не всегда законные, а то и совершенно незаконные методы.

К примеру, в совершенно другом регионе и в совершенно другой структуре Министерство лесного комплекса вполне в рамках государственно-частного партнерства выделяет некой частной фирме субсидию на проведение технических исследований. Никаких исследований по факту не происходит - фирма лишь пишет красивый отчет об их проведении, а министерство подписывает его, и не подумав проверять факт выполнения. А через некоторое время нужное СМИ получает крупную сумму наличкой, примерно в размере половины суммы, выделенной из бюджета на "исследования". Откуда берется эта сумма, тоже понятно - через систему банальной обналички, которая под "крышей" министерства проходит без сучка и задоринки.

Довольны все: министерство, выступившее в качестве финансовой прокладки, заплатило все налоги (за бюджетный счет), СМИ "заработало" неучитываемые государством деньги, а региональная власть получила нужный ей пиар. Потерял только бюджет, то есть налогоплательщики - но на эти мелочи в России никто давно не обращает внимания.

Занималась ли такими вещами Ирина Смоляк - достоверно неизвестно. Но зато известно, что все те СМИ, с которыми у нее были хорошие отношения, были полностью ими довольны. Нетрудно допустить, что, как в известном анекдоте про сальные руки, что-то осталось и у непосредственного исполнителя процесса.

Смоляк Ирина © Проект "Лица Сибири"

Впрочем, вопрос вероятных незадекларированных доходов - это скорее сфера прокуратуры. Гораздо интереснее другое.

У Ирины Смоляк есть муж - врач Эрдэм Раднаев. Все то время, пока Ирина Смоляк занималась регулированием взаимоотношений между своим руководством и СМИ, он был обычным и, говорят, неплохим врачом. Однако к 2014 году стали очевидными сразу несколько важных моментов.

Первое. Ирина Смоляк стала классической жертвой своей преданности. Оставаясь многие годы в тени своего шефа Вячеслава Наговицына, она потеряла шанс на дальнейший карьерный рост. Главой республики ей не стать никогда, в федеральном центре ее не знают и связей там нет, в родном Томске ее забыли и она там никому не нужна. Возраст, пусть и не преклонный, но имеющий место быть, не позволяет начать новый карьерный виток "с нуля". Тем самым Ирина Смоляк попала в классическую ситуацию "цирковой лошади", которая не может вырваться из своего жизненного круга.

Второе. Уже в 2014 году стало понятно, что шансы Наговицына на переизбрание главой Бурятии становятся призрачными. Для Ирины Смоляк уход главы мог означать полноценный жизненный крах: вне привычной сферы деятельности она совершенно нежизнеспособна.

Третье. Пусть и медленно, но стилистика 90-х уходит с медийного рынка. "Договариваться" со СМИ на бюджетные деньги уже не так эффективно, как раньше: СМИ укрепились, заняли свою нишу и способны сами договариваться не только с региональными властями, но и с их конкурентами на федеральном уровне. Как следствие, "прокладки" между бюджетом и СМИ, такие, как Смоляк, становятся все менее востребованы. Конечно, в Бурятии эти процессы отстают лет на 5-6 от общефедеральных, но они тоже имеют место.

Сама Смоляк - типичная серая мышь, не выделяющаяся никакими особыми способностями и умениями. Кроме одного - умения проводить закулисные переговоры. Особенно с теми людьми, которые ей по факту многим обязаны. То есть с Наговицыным и его командой.

Как следствие, Ирина Смоляк начала судорожно заниматься обеспечением своего будущего. Первым шагом стало назначение ее мужа главврачом одной из самых авторитетных медицинских структур в республике - БСМП. Напомним, Эрдэм Раднаев - очень хороший врач. Однако главный врач не должен быть хорошим врачом, он должен быть хорошим хозяйственником. А именно этого у Раднаева, как говорят в его окружении, нет совершенно.

В 2016 году Ирина Смоляк начала проталкивать своего мужа на пост министра здравоохранения Бурятии. Кандидатура, безусловно, качественная - этнический бурят, с серьезными связями в республике, без единого скелета в шкафу, с безупречной биографией и не менее безупречной женой, моментально "перекрасившейся" в бурятку. Но - тут коса нашла на камень. На пост министра здравоохранения хватало представителей и других кланов - как бурятских, так и русских: в частности, семейских и еврейских.

Однако Ирина Смоляк свои попытки не прекратила. Сейчас, в преддверии выборов нового главы республики, у нее остался последний шанс продемонстрировать свою преданность, способности и умения.

Вернемся к нашим баранам, то есть к истории с форумами и IP-адресами. При всех своих талантах, Ирина Смоляк (вспоминаем про цирковую лошадь) умеет работать только в раз и навсегда проверенной ей стилистике. То есть - самой спровоцировать скандал, самой "найти" врагов, самой, через прикормленные СМИ, раздуть этот скандал до республиканского уровня и преподать это все как собственное умение "решать вопросы".

Но в данном случае Ирина Смоляк, похоже, крупно ошиблась. Ее попытка столкнуть между собой врио главы республики и мэра Улан-Удэ может оказаться самым крупным промахом в ее жизни. Дело в том, что, по всем признакам, Алексей Цыденов и Александр Голков работают вместе, на одну цель и в одной команде. То, что это не афишируется - лишь вопрос стратегии. То, что Смоляк этого не поняла - говорит о ее некомпетентности.

Возникает, однако, вопрос - каким образом Ирина Смоляк узнала IP-адреса сообщений на форуме отнюдь не принадлежащего ей СМИ? Очевидно, это было не совсем законно и не совсем легально. И речь может идти о нарушении закона о персональных данных, несоблюдении тайны переписки и других неблаговидных и даже наказуемых делах. И в этой истории уже сама Ирина Смоляк может оказаться в прицеле правоохранительных органов - если вдруг завтра ее статус изменится.

А он, скорее всего, изменится. Умному и технократичному Цыденову вряд ли нужны провинциальные интриганки на ответственных постах.

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]


Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

Владимир Орсоев

© Babr24.com

ПолитикаРасследованияБурятия

33024

19.04.2017, 18:51

URL: https://babr24.news/bur/?ADE=159871

bytes: 11935 / 11153

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Владимир Орсоев.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Бурятия)

Лекарства вместо врачей, форумы вместо образования. На чем пытается экономить правительство Бурятии в 2025-2027 годах

Бабр подробнее ознакомился с проектом бюджета Бурятии на 2025-2027 годы, который принят депутатами Народного Хурала в первом чтении. Собственные доходы республики стремительно тают, опускаясь ниже 50%.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

6032

21.11.2024

Худшие главы Бурятии в октябре. Рейтинг Бабра

Октябрь 2024 года в Бурятии запомнился громкими отставками, коммунальными авариями и коррупционными скандалами. Бабр представляет трио глав муниципальных образований, чья управленческая некомпетентность граничит с преступной халатностью. 3.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

6719

21.11.2024

Сабрина Амо: «Активность наказуема». Интервью Бабра

Наталья Семенова, лидер бурятского отделения «Яблока», преподаватель этики, фронтвумен рок-группы «Аборт Мозга» — фигура противоречивая. В музыкальной среде она известна как Сабрина Амо. Политика, тяжелая музыка, психотерапевтические романы, каратэ — как это все сочетается в одном человеке?

Виктор Кулагин

ПолитикаКультураБурятия

4569

20.11.2024

Инсайд. Скандальное назначение "почти министра" сельского хозяйства

Итак, почему сельхозпроизводители Бурятии недовольны назначением Дармаева на пост и.о. министра сельского хозяйства?

Фокс Смит

ПолитикаБурятия

6688

20.11.2024

Народный Хурал: итоги ноябрьской сессии

Очередная восьмая сессия Народного Хурала Бурятии прошла под знаком бюджетных дебатов, кадровых перестановок и законотворческих манипуляций. Депутаты занимались перестановкой слов в законах, пустыми спорами и одобрением сомнительных инициатив правительства. Сессия началась с парада юных героев.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

5200

19.11.2024

Телеграм Бурятии за неделю: лишение свободы Сергея Матвеева и переназначение Амгалана Дармаева

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 11 по 18 ноября включительно.

Есения Линней

ПолитикаСкандалыКриминалБурятия

5882

18.11.2024

Кадровый парадокс: Бурятия доверила безопасность экс-главе провального следкома

Назначение отставного генерал-майора следственного комитета по Бурятии Вячеслава Сухорукова на пост исполняющего обязанности зампреда правительства республики не стало сенсацией — слухи, как это часто бывает, опередили официальные заявления.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

9152

17.11.2024

Игра в демократию. Максим Бувалин о выборах мэра в Улан-Удэ

«Игра в демократию» — так окрестили в кулуарах недавние выборы мэра Улан-Удэ. Игорь Шутенков, комфортно устроившийся в мэрском кресле с 2019 года, снова избран, только уже горсоветом. Правда, «избран» — слишком громкое слово для этой процедуры. Скорее, назначен.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

8837

16.11.2024

Реконструкция «Ульгэра»: исчезающие проценты готовности

Театр кукол «Ульгэр» в Улан-Удэ — памятник архитектуры начала XX века, переживший революции, войны и перестройку, — оказался бессилен перед современными бурятскими реалиями.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

7593

14.11.2024

Депутатский контроль. Николай Будуев и искусство выживания на полмиллиона

В преддверии 2025 года россиянам объявили о повышении МРОТ до 22,4 тысячи рублей. Прибавка в три тысячи рублей, по словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, затронет более четырех миллионов граждан.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

24154

06.11.2024

Телеграм Бурятии за неделю: повышение отставного Вячеслава Сухорукова, свежее о взятках Жамсо Гармаева и морозная зима от «Бурятэнерго»

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 28 октября по 4 ноября включительно.

Есения Линней

ПолитикаЭкономика и бизнесЖКХБурятия

13210

05.11.2024

Улан-удэнский горсовет удивил: ЛДПР в составе и отказ от «Муниципального вестника»

Улан-удэнский горсовет, обычно не балующий горожан политическими сенсациями, вдруг преподнес сюрприз. На пятой сессии депутаты не только обсудили бюджет на ближайшие годы, но и приняли ряд решений, вызывающих недоумение.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

9442

04.11.2024

Лица Сибири

Кобзев Игорь

Параничев Юрий

Родионов Владимир

Титков Антон

Варфоломеев Александр Михайлович

Патраков Андрей

Гармаев Денис

Лукин Валерий

Краснухин Леонид

Хохряков Евгений