Бурятия. Нефритовая мафия в законе
Есть такая известная воровская песенка: "Я - дурук, ты - дурук. Мы - криминальный круг". Песенка вроде бы кавказская, а по смыслу - чисто бурятская. Мы не про то, что каждый бурят - вор, а про то, что реальную власть в республике имеют не Вячеслав Наговицын или, скажем, Александр Голков, а люди куда более авторитетные. От слова "авторитет".
Доллар из камня
Для начала немного лирики.
Республика Бурятия очень бедный, глубоко дотационный регион. Одни говорят, что так сложилось исторически, мол в Бурятии, в отличии от Иркутска и Красноярска, нет нефти, газа и собственной алюминиевой промышленности. Другие склонны пенять на Москву, которой выгодно держать этнические окраины в ежовых рукавицах. А то, глядишь, разбогатеет Бурятия, обзаведется национальной гордостью, да и попроситься под бок к дружественной и стремительной прогрессирующей Монголию. Как бы чего не вышло.
Улан-удэнцы жалуются: "Наша республика настолько бедная, что бизнесмены идут в депутаты Горсовета не за влиянием, а за зарплатой в 200 тысяч рублей". В Улан-Удэ 200 тысяч - большие деньги. Даже для "слуги народа".
При этом в Улан-Удэ почему-то не принято говорить о главном богатстве Бурятии - нефрите. Этот бизнес представляет собой некую фигуру умолчания. Все про него знают, но никто не хочет распространяться.
Местных можно понять, ведь добычей и продажей бурятских нефритов вот уже добрых два десятка лет занимается мафия. Это не фигура речи, а констатация сложившегося положения.
Подпольную добычу нефритов в Бурятии можно сравнить с деятельностью американских бутлегеров во времена Сухого закона. Поверьте, обороты "товара" и наличности вполне сопоставимы.
И, конечно, в таком бизнесе не обходится без местных "чарльзов лучиано" и "мейеров лански".
Почему именно мафия, а не, скажем, "Роснефть"? Во-первых, потому что нефриты, при всей их ценности, это относительно мелкий рынок. Большим столичным дядям он не слишком интересен. Зачем, в самом деле, потеть из-за миллионов долларов на нефрите, когда можно сделать миллиарды на нефти? Впрочем, совсем без госкорпораций не обошлось и здесь, но об этом чуть позже.
Во-вторых и главных, - нефрит, подобно виски в годы Сухого закона, существует "ниже радаров". То есть буквально - нефрит, согласно действующему российскому законодательству, не является драгоценным и даже полудрагоценным камнем. С правовой точки зрения это просто булыжник, официальная цена которого колеблется в районе нескольких десятком долларов за килограмм. Для промышленной добычи нефрита нужна самая простая лицензия, не сложней той, что получают на разработку гравия. Удобно.
Попытки признать нефрит драгоценным камнем, добыча которого подлежит строгому контролю со стороны государства, предпринимались не раз и не два. Из последнего - в апреле 2014 года федеральное Минприроды даже разработало соответствующий законопроект. Однако ход этому закону так и не был дан, что наводит на размышления о заинтересованности определенного круга лиц в том, чтобы нефрит и дальше оставался "в тени".
Между тем, ни для кого не секрет, что в Бурятии сосредоточено 90-95% всех разведанных запасов российского нефрита. И если в южных районах республики - Окинском, Тункинском, Закаменском - добывается относительно дешевый зеленый нефрит, то таежные, северные районы - Муйский и Баунтовский - известны своими богатыми месторождениями наиболее ценного, белого нефрита.
Для лучшего понимания экономики этого рынка: килограмм хорошего зеленого нефрита может стоить от 300 до 500 долларов, в то время как цена за кило белого камня в последние десять лет колебалась от 3 до 15 тысяч долларов.
По официальным данным, в Бурятии добывается от 150 до 300 тонн камня в год, однако источник БАБРа в республиканской Прокуратуре утверждает, что реальный объем добычи следует оценивать в 500-700 тонн.
Таким образом, речь идет о бизнесе с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей. Каковые миллиарды, как не трудно догадаться, идут мимо и республиканского, и федерального бюджетов.
Продолжение следует. Как функционирует криминальная добыча нефрита в Бурятии? Логистика, скупщики, зарплаты "ныряльщиков" и простых "пехотинцев". Нефритовая крыша: политики, силовики, местные кланы. Мы назовем имена и фамилии основных "игроков" этого сверхприбыльного и кровавого "предприятия". Читайте в ближайших материалах БАБРа.
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!