Марина Игумнова

© Babr24.com

 Источник: Номер 1

ЗдоровьеБурятия

3338

08.05.2015, 16:01

Очередь за смертью

Смириться с болью почти невозможно, гораздо труднее смириться с тем, что болезнь неизлечима, и человек живет в ожидании смерти.

О паллиативной помощи в Бурятии и почему сегодня люди встают в очередь за смертью, в материале Марины Игумновой.

В комнате с белым потолком

Александре 27. Свой диагноз она боится произносить вслух. С недавних пор едва ли не единственное, что она видит, - белые потолки палаты. Сегодня Александра принимает обезболивающие, у нее есть некоторый досуг и встречи с друзьями, которые пытаются делать вид, что ничего особенного не происходит. А ведь цели выздороветь у девушки нет, она реалистка, и пришла в больницу умирать. Ей оказывают паллиативную помощь. Помощь, которая предназначена для тех, кому уже нельзя спасти жизнь, но можно облегчить страдания.

Таких, как Саша, в Бурятии немало: онкобольные, ВИЧ-инфицированные, больные туберкулезом, перенесшие инсульт и тяжелые травмы. Только вот «счастливцев», кому достаются «паллиативные палаты», - напротив. В республике, несмотря на то что паллиативную помощь официально признали еще в 2011 году, жители до сих пор стоят в очереди за смертью.

На произвол региональной судьбы

До недавнего времени паллиативную помощь в России оказывали лишь в хосписах. Они, однако, оказались не способны закрыть брешь в системе здравоохранения. Изменить эту непростую ситуацию должен был приказ Минздрава РФ «О порядке оказания паллиативной помощи» от 2012 года. Тогда паллиативная помощь начала развиваться и в Бурятии.

В 2012 году за год на паллиативную медицину минздрав Бурятии планировал потратить 27 миллионов рублей. Это были первые шаги, когда в помощи нуждалось около 400 человек, треть из коих были дети. Власти решили: отправлять домой, пусть и безнадежно больных, – нельзя, и открыли паллиативные койки в ряде республиканских медучреждений. Первыми стали онкодиспансер, республиканская детская клиническая больница, тубдиспансер, городская инфекционная больница, всего 19 коек. Кроме того, создали три выездных бригады для обезболивания на дому. Ожидалось, что всего этого хватит на четыре тысячи обращений в год. Около года назад паллиативных коек насчитывалось уже 58. В то время как потребность для жителей республики составляет 266. Причина, думается, одна. Федералы перекинули решение проблемы на региональные власти.

А у нас цифры грустные. Доля расходов на оказание паллиативной медицинской помощи в общих расходах на территориальную программу - 1,1 %. Не будем отрицать, что год от года наблюдается и некоторый прогресс. В частности, если на 2014 год на одного жителя было выделено 0, 092 койко-дня в стационарных условиях, на 2015 год - 0,112 койко-дня. Растут и объемы финансирования. В 2015 году на 1 койко-день медорганизациям, которые оказывают паллиативную медпомощь в стационарных условиях, положено 3280,3 рубля.

Возможно ли на эти суммы обеспечить должный уход больному, которому осталось жить совсем немного? Это отдельный вопрос. После беседы со специалистами вывод напрашивается однозначный. Так, мы переговорили с заведующим отделением паллиативной медпомощи Бурятского онкодиспансера. Именно в онкологии наиболее развита паллиативная медицина.

- Во-первых, мы очень стеснены в площадях. Некоторым не хватает по энтеральному, парентеральному или внутривенному питанию, одноразовых наборов для лапороцентеза, торакоцентеза и так далее. Это все импортное, а, сами понимаете, вся медицина сегодня претерпевает финансовые проблемы. Но третий год мы работаем и пытаемся делать все, что от нас зависит, - комментирует сегодня «Номер один» заведующий отделением паллиативной медицинской помощи ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер», врач-анестезиолог Валерий Ишигенов.

К слову, пока сегодня за онкодиспансером числится пять коек. Еще четыре удалось добиться с большой поддержкой минздрава Бурятии во второй городской больнице. Очередь за ними расписана до конца мая, остальные обслуживаются на дому.

Так, оставив регионы самим разбираться с такой бедой и словно забыв, насколько тяжела проблема, государство задало нехилые стандарты.

Относиться как к людям

В идеале паллиативная помощь - это не просто введение обезболивающих пациенту. Ключевой момент в определении этого понятия - улучшение качества жизни.

- Неизлечимые имеют право и должны уходить из жизни в комфортных условиях. От нас требуется не приблизить смерть, не отдалить ее, а облегчить больным любые страдания: психологические, душевные, социальные, физические. Речь идет не только об обезболивании. Это и борьба с отсутствием аппетита, тошнотой, рвотой и прочим, - комментируют «Номер один» в диспансере.

К слову, оказание психологической поддержки больным и членам их семей на основе индивидуального (что важно) подхода с учетом особенностей личности - один из главных аспектов паллиативной помощи.

Паллиативная медицина вообще полна нюансов, каждый из которых требует особого внимания. Сами врачи в Бурятии признаются: менталитет такой, что и родственники даже боятся думать о комфорте в ожидании смерти. Им это кажется не тем, о чем следует думать в такие минуты жизни.

- В России, в отличие от стран Запада, о диагнозе сначала говорят не больному, а его родственникам. Поэтому мы сталкиваемся еще и с тем, что пациент не знает о том, насколько у него тяжелая ситуация. Нам приходится объяснять, что рассказать ему важно, - говорит «Номер один» клинический психолог отделения паллиативной медицинской помощи ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» Сергей Дашибылов.

Есть и еще одна проблема. По словам врачей, профессионалов в области паллиативной медицины катастрофически не хватает. Их начали готовить совсем недавно. В основном же «учатся на больных», проходят курсы повышения квалификации.

- А ведь лечение боли - очень сложная задача. Многие наши врачи, я прямо вам скажу, некомпетентны в этом. Просто назначают наркотики. Но одними такими наркотиками обезболить невозможно,- утверждает заведующий отделением паллиативной медпомощи БРКОД Валерий Ишигенов.

Кроме того, не прошедшим специальное обучение медикам непросто сменить установку. Большинство больных тем же ВИЧ/СПИДом - молодого возраста. Ухаживая за теми, кто уже на последней стадии, медперсонал часто переживает смерть своих пациентов и подвергается мощнейшему стрессу.

- Казалось бы, мы довольно часто сталкиваемся с уходом из жизни, страшными заболеваниями. Но на самом деле многим тяжело, потому что здесь наша задача - не спасти жизнь, а, грубо говоря, ждать. Наблюдая, проявлять заботу, поддерживать стабильное эмоциональное состояние. И не забывать, что перед тобой, пусть и неизлечимый, но человек. Он радуется еще чему-то, ему хочется что-то покушать, попить. Открыть окно и посмотреть на солнце, - по-простому анонимно отмечает в беседе с «Номер один» медсестра.

Специалисты также отмечают более интенсивное эмоциональное выгорание у паллиативщиков. Уход за смертельно больными отнимает много времени и сил. Медперсоналу необходимо следить за тем, принял ли больной какой-то препарат каждый час. В результате из-за постоянных потребностей больных и утрат у медика может появиться чувство безразличия, что опасно для паллиативной помощи.

- Чтобы работа в паллиативных палатах не стала опасной для медика в эмоциональном плане, у нас медсестры работают в три смены. Разумеется, вовремя ходят в отпуска, сами обращаются за психологической помощью. Персонал молодой, пока с проблемами не сталкивались,- уверяет клинический психолог Сергей Дашибылов.

Есть в паллиативной медицине и еще одна немаловажная проблема. В 2003 году Кабинет министров Совета Европы выпустил рекомендации, в которых провозглашено десять основных принципов паллиативной помощи. В качестве основной цели было отмечено достижение возможно наилучшего качества жизни пациента. «Активные лечебные мероприятия следует проводить лишь в том случае, если пациент этого хочет, если нет – лечение следует прекратить». Специалисты же отмечают, что в России миссия паллиативной медицины несколько исковеркана. Здесь, в больницах интенсивного лечения, им вряд ли удастся оставить этот мир спокойно.

Тем временем очередь за смертью в Бурятии то и дело появляется. Неизлечимых выписывают из диспансера, они встают на учет в поликлиниках. Участковые врачи отправляют списки в медучреждения. Вот только даже в этом удача улыбается не всем. Денег в федеральном бюджете не хватает и на более или менее стабильно-живых.

Фото: med-instrukcia.ru

Марина Игумнова

© Babr24.com

 Источник: Номер 1

ЗдоровьеБурятия

3338

08.05.2015, 16:01

URL: https://babr24.news/bur/?ADE=135551

bytes: 8558 / 8468

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
bur.babr@gmail.com

Последние новости

08.04 21:58
ГК «Фармасинтез» вошла в тройку лидеров рейтинга Forbes

08.04 21:44
Монголия и Туркменистан планируют развивать сотрудничество в торговле, культуре и образовании

08.04 21:23
В Прибайкальском районе Бурятии отремонтируют мост через реку Налимовка

08.04 21:14
В центре Улан-Удэ заменили больше четырех километров трубопроводов

08.04 19:21
В столице Бурятии отремонтируют еще 37 дворов по нацпроекту

08.04 18:56
В Улан-Удэ стартовала обработка общественных мест от клещей

08.04 18:34
Проект для капремонта моста через Басандайку выполнит компания из Кирова

08.04 18:32
В воздухе Канска обнаружили превышение бензапирена в 73 раза. На предприятие завели дело

08.04 18:27
Жители Приангарья приняли участие в «Тотальном диктанте» на гидроэлектростанциях

08.04 18:22
Производственную базу «Голдман групп» в Красноярске продали за 58 миллионов рублей

Другие статьи в рубрике "Здоровье" (Бурятия)

Миллион за иглу: Лудупова прячется, пациенты судятся

Октябрьский районный суд Улан-Удэ 24 марта 2025 года вынес решение: Республиканский онкологический диспансер выплатит миллион рублей пациенту, заразившемуся гепатитом С в стенах учреждения.

Виктор Кулагин

ЗдоровьеПолитикаСкандалыБурятия

10330

28.03.2025

Метапневмовирус в России: опасный штамм распространился на три региона

Метапневмовирус (HMPV), о котором ранее сообщали китайские СМИ, зафиксирован в Бурятии, Свердловской области и Республике Алтай. Заболевание сопровождается высокой температурой, которая плохо сбивается привычными жаропонижающими препаратами, сильным кашлем и одышкой.

Лера Крышкина

ЗдоровьеБурятия Россия

3694

21.02.2025

Амагыров — пешка? Кто стоит за кулисами бурятского медскандала

Обыски у заместителя министра здравоохранения Бурятии Валерия Амагырова 25 декабря стали предсказуемым звеном в цепи событий, сотрясающих региональное здравоохранение. Телеграм-канал «БурКОПсоюз» первым сообщил об этом событии.

Виктор Кулагин

ЗдоровьеПолитикаБурятия

31645

14.01.2025

Медицинское «ноу-хау» главврача Лыктыпова: как оставить Тункинский район без УЗИ, но с прибылью

Бабр погружается в детали вопиющей ситуации, сложившейся в Тункинской центральной районной больнице Бурятии. В редакцию попали сообщения от анонима из Кырена. Местный житель бьёт тревогу: отсутствие специалиста по ультразвуковой диагностике (УЗИ) стало критической проблемой для беременных женщин.

Виктор Кулагин

ЗдоровьеСкандалыБурятия

6475

07.01.2025

Инсайд. Нескончаемая «лудуповщина»

Пока Евгения Лудупова, министр здравоохранения Бурятии, отчитывается за фальсификацию анализов крови Михаила Мишурина, в районах продолжает царить настоящий хаос в сфере медицины. Некомпетентность чиновницы опускает систему здравоохранения на дно, которое вот-вот будет пробито.

Фокс Смит

ЗдоровьеПолитикаСкандалыБурятия

18454

22.12.2024

Доклад спецподкомитета Палаты представителей США по пандемии COVID-19

2 декабря 2024 года Избранный подкомитет по пандемии коронавируса Палаты представителей США (Select Subcommittee on the Coronavirus Pandemic) завершил двухлетнее расследование пандемии COVID-19 и опубликовал окончательный отчет под названием «Обзор действий после пандемии COVID-19: извлеченные ...

Лера Крышкина

ЗдоровьеРасследованияМир

12671

11.12.2024

Клещевые инфекции под контролем: планы России и Монголии

Сезон активности клещей традиционно вызывает тревогу как у населения, так и у специалистов здравоохранения.

Эрнест Баатырев

ЗдоровьеОбществоМонголия Иркутск Бурятия

3847

04.12.2024

Крах бурятского здравоохранения: к чему привела «лудуповщина»?

С подачи Евгении Лудуповой состояние здравоохранения в Бурятии достигло критической точки.

Есения Линней

ЗдоровьеПолитикаОбществоБурятия

27447

26.11.2024

Куда смотрит Лудупова?

Благодаря вмешательству зампреда правительства Бурятии Алдара Гулгенова часть вопросов, связанных с амбулаторией села Кудара-Сомон, была решена. Теперь местным жителям станет чуть удобнее обращаться к медицинской помощи.

Есения Линней

ЗдоровьеПолитикаОбществоБурятия

25905

03.10.2024

Блогнот. Не время разбрасываться больницами в Бурятии

С 2017 года по 2024 год число больничных коек в республике сократилось на 7,5 %, численность врачей упала на 7 %, среднего медперсонала стало меньше почти на 12 %, обслуживание населения скорой помощью уменьшилось на 11 %.

Есения Линней

ЗдоровьеОбществоБурятия

4904

08.09.2024

«Козэнтикс» (Cosentyx) в лечении псориаза и других патологий

Хронический воспалительный процесс при псориазе затрагивает кожу и суставы. Болезнь проявляется розоватыми чешуйчатыми высыпаниями, что обусловлено чрезмерно быстрым отмиранием верхнего слоя эпителия (примерно в пять раз выше нормы).

Ярослава Грин

ЗдоровьеМир

6281

26.05.2024

Баир Бальжиров о Центре восточной медицины. Интервью Бабра

Центр восточной медицины — уникальное для России учреждение, где под одной крышей живут и дополняют друг друга традиционная и современная медицина.

Виктор Кулагин

ЗдоровьеНаука и технологииПолитикаБурятия

48850

20.12.2023

Лица Сибири

Козак Игорь

Калмыкова Елена

Давыдова Наталья

Аргучинцев Валерий

Гавриленко Дарья

Глисков Александр

Рукша Геннадий

Будаев Леонид

Перевозников Вадим

Серышев Анатолий