Сотрудники Института солнечно-земной физики судятся с "захватчиками" служебных помещений обсерватории
Новые хозяева. На пути открытий ученых из обсерватории Института солнечно-земной физики в Иркутском районе встал вопрос собственности. В служебных помещениях живут посторонние люди.
Сюда нельзя вносить металлические предметы. Ни в приборах, ни в самой лаборатории, ни даже в грунте, на котором она расположена, нет магнитных материалов. Они могут создать помехи и испортить наблюдения. В этой обсерватории иркутские ученые с помощью самых современных устройств фиксируют малейшие изменения магнитного поля Земли.
- Вот самый современный магнитометрический прибор. Он измеряет 3 компонента магнитного поля.
Ее построили более века назад. По указанию императора Александра III в России создали 4 обсерватории. Иркутская была крайне необходима при прокладке Транссибирской магистрали. Кстати, она единственная в мире зафиксировала уникальное явление - падение Тунгусского метеорита. Обсерватория в Патронах и в наши дни выполняет важные государственные задачи, например, в области космических исследований, обороноспособности страны. Но сейчас все это под угрозой.
В одной половине здания - летняя дача, в другой - лаборатория Института солнечно-земной физики. Как совместить такое соседство - теперь главный вопрос для иркутских ученых. Ведь именно здесь они исследуют изменения магнитного поля Земли.
Осторожно - злая собака. Теперь это тоже не обсерватория, а частная собственность. Раньше здесь жил технический персонал, сейчас - совершенно посторонние люди.
- Началась приватизация. И по каким-то непонятным для нас законам фактически то жилье, которое являлось служебным, по разным причинам с большой натяжкой люди приватизировали. Мы боролись, показывали, что это не жилье, которое может приватизироваться, - говорит директор Института солнечно-земной физики СО РАН Гелий Жеребцов.
Как им удалось прописаться в служебных помещениях, если институт на это разрешение не давал, - большая загадка и для заведующего Объединенной обсерваторией Равиля Рахматулина:
- Дом стоит на нашем балансе, Института солнечно-земной физики. Мы за него платим налоги в государственную казну.
Обсерватория - это национальное достояние страны. Проблема в том, что расположена она на дорогостоящей земле Байкальского тракта, на берегу Ангары. И если здесь начнут строить коттеджи, то фактически ее работа будет парализована. С новыми хозяевами зданий обсерватории ученые судятся уже несколько лет. И пока безрезультатно. Вот один из оппонентов:
- Моя бабушка у них всю жизнь отработала.
- То есть теперь дом в вашей собственности?
- Нет. Он еще не в собственности. Тяжбы еще идут. Но право пользования и проживания я имею.
Недавно Институт солнечно-земной физики стал ведущим участником федеральной целевой программы. В иркутской обсерватории будут создавать новые средства геомагнитных исследований, связанных с разработкой космических технологий. Даже в годы Великой Отечественной ученые одной из ведущих магнитных обсерваторий мира ни на минуту не прекращали свою работу. А теперь на пути открытий - совсем ненаучный интерес посторонних людей.