Сатисфакция «провинциалов»
В Иркутске впервые в истории этого города будет сниматься полнометражный художественный фильм. И не какие-то там эпизоды, а целиком и полностью.
В главной роли — Евгений Гришковец. Он же соавтор сценария, который совместно написал с Анной Матисон. Кстати, Анна, вместе с Юрием Дорохиным, также является и режиссёром картины. Накануне съёмок, которые начнутся 18 июля, мы беседуем с Аней о будущем фильме.
Талантливая 26-летняя «провинциалка» после удачного дебюта с короткометражкой «Настроение улучшилось», без преувеличения, проснулась знаменитой. Сейчас она учится во ВГИКЕ и параллельно активно занимается другими проектами совместно с автором самых популярных в России моно-спектаклей.
— Идея снять художественный фильм родилась в ходе подготовки 14-минутного видео «Настроение улучшилось». Но конкретно о какой-то работе речь тогда не шла, — рассказывает Анна. — У Гришковца были мысли снять фильм про Москву (мы даже сценарий написали). Но одновременно у Юрия Дорохина возникла идея фильма «Сатисфакция» (название рабочее, но, думаю, мы его оставим), которая совпала с желанием Евгения сделать кино. Буквально за полтора месяца, в октябре прошлого года, 90% сценария было написано. То есть, ещё в августе прошлого года никакой идеи не было и в помине, а уже в июле нынешнего года начинаются съёмки — по кинематографическим меркам это очень быстро.
— Как Евгению Гришковцу — такому востребованному и загруженному всевозможными проектами актёру — удалось выкроить для съёмок целый месяц?
— Гришковец очень одарённый актёр, он уже снимался в нескольких ролях второго плана у Панфилова, Учителя и др. Предложения ему поступают часто, но в основном это какие-то шаблонные роли. Традиционно сложилось амплуа Гришковца как такого скромного филолога, друга главного героя. А ему это никогда не было интересно. В нашем же проекте роль главного героя писалась именно под Гришковца — здесь он сможет показать весь диапазон своего актёрского мастерства.
О кризисе среднего возраста
— И что это за роль?
— Главный герой — бизнесмен. Действие происходит в провинциальном городе. Но сюжет не будет завязан на каких-то профессиональных делах. Это история про то, что вот живёт человек и всё у него внешне благополучно, но…
— То есть, это история про кризис среднего возраста?
— Можно и так сказать. Хотя в силу того, что этот оборот часто употребляется, смысл его несколько девальвировался. Но все главные жизненные вопросы будут подниматься — и дружба, и любовь…Вообще же «Сатисфакция» — фильм, который мы хотим снять в лучших (но увы — теряющихся) традициях отечественного кинематографа, где в центре — нормальный человек, без отклонений, без эпатажа. Человек, который находится в рамках обычной жизни. Меня интересует такое кино, какое снимает Герман-старший, Михалков (особенно «Пять вечеров»).
— Есть такое понятие — фестивальное кино. «Сатисфакция» из этой серии?
— Это фестивальное кино не в том значении, которое принято, а в том смысле, что его можно показывать на фестивале. Это не боевик, не блокбастер. Я боюсь термина «интеллектуальное кино», хотя какой-то интеллект, чтобы понять его, потребуется. Это умное кино. Арт-хаус. У этого понятия сейчас какой-то однозначный депрессивный флёр, хотя ведь ничего плохого в нём как в таковом нет. В общем, мы — за то, чтобы это имело больше отношение не к коммерции, а к киноискусству, хотя в идеале, эти два понятия не должны противоречит друг другу. Одно не исключает другого.
«Мы настояли, чтобы это был Иркутск»
— Почему именно Иркутск выбран в качестве площадки для съёмок фильма?
— Это провинциальная история. В любом случае нам бы потребовалось снимать на натуре нестоличного города. Как вариант рассматривалась Украина. Но мы с Юрой Дорохиным настояли на том, что должен быть именно Иркутск. У «Сатисфакции» небольшой бюджет, а в связи с кризисом он ещё и срезался. Тем не менее съёмки мы не отменяем. Нам идут навстречу: помогают городские власти, ГИБДД (для съёмок на один день будет перекрыта дорога — одна сторона по ул. Байкальской). Но это планируется в выходной, так что, надеюсь, не доставим больших неудобств иркутянам. Будет несколько сцен в гостинице «Маяк» в Листвянке. Конечно, это можно было снять и в Москве, но стоило бы очень и очень дорого. А здесь нам помогают — все понимают, что это важно и для Иркутска. Ведь в нашем городе снимают нечасто: несколько сцен в Герасимовском «У озера», всего эпизод фильма «Звезда пленительного счастья» — больше ничего на ум не приходит. А тут весь фильм целиком. Съёмки пройдут на улицах, на строительной площадке, в офисе, в магазине.
— Кто выступает заказчиком фильма «Сатисфакция»?
— Нет заказчика. Мы сами инициировали проект. Это идея Гришковца — он хотел снять художественный фильм и в нашем лице нашёл команду единомышленников. За последний год у нас было достаточно много совместных работ. Притёрлись друг к другу. Кстати, когда сценарий «Сатисфакции» был написан, мы его показали нескольким продюсерам. Они предлагали его как-то видоизменить, пригласить на главную роль другого актёра. Но мы хотели, чтобы это была честная, бескомпромиссная работа, чтобы ни под кого не подстраиваться. Кроме Гришковца в картине будут задействованы наши иркутские актёры. В последний раз иркутяне играли в полнометражном художественном фильме Герасимова «У озера».
— Гришковец бывал в Иркутске. Как ему город?
— Так совпало, что он был в Иркутске в конце гастрольного тура. Надо понимать, как изнурительно — сороковой концерт, все эти перелёты, часовые пояса и т.д. Он был выжат к этому времени, сильно простужен. И выступления в Иркутске дались ему тяжело. Так что по большому счёту Иркутска он не видел. Вот приедет на съёмки, месяц будет жить в нашем городе в «Интуристе», всё увидит.
— Мало сделать гениальный фильм. Надо его ещё и продвинуть, сделать ему грамотный промоушен. Есть какие-то договорённости с телеканалами о прокате фильма?
— Вообще, деньги на проект дал московский ресторатор Александр Орлов, предоставивший нам полную свободу действий. И уже готовый фильм мы будем предлагать прокатной сети. Продвижением станет заниматься Ира Юткина — продюсер всех проектов Гришковца. Она когда-то была продюсером «Несчастного случая» (на мой взгляд, золотой период этой группы), а потом ушла к Гришковцу. Съёмочная команда — та же, которая работала на «Настроение улучшилось». Андрей Закаблуковский — оператор, Юра Дорохин и я — режиссёры. Аппаратуру везём из Москвы, часть команды тоже будет московская — светотехники например.
— Что может поставить под удар ваш проект со съёмками фильма в Иркутске? Деньги есть. График выстроен. Команда собрана.
— Чтобы кино получилось, должно сложиться много факторов — тут и человеческий ресурс, и технические моменты, и погодные условия. У нас не будет шанса перенести съёмки. Обратной дороги нет. Надо снимать. 15 июля приезжает съёмочная группа, оборудование из Москвы. И начинаем. Нам так нужна хорошая погода!
— Киношники очень суеверны?
— Не более, чем те люди, от воли которых зависит не всё. Когда ты понимаешь, что только съёмочная группа составляет 28 человек и каждый по-своему незаменим, ясно, что с каждым человеком увеличиваются и риски. Теория больших чисел в кино действует на все сто.
— У Гришковца уже были такие проекты — съёмки фильма на провинциальной площадке?
— Нет, всё это впервые. И для него, и для нас. Как я уже отметила, Евгений снимался в нескольких фильмах, но главная роль у него тоже в первый раз.
— То есть, он нашёл свою команду?
— Надеюсь. В любом случае, это уникальный шанс для нас (для меня лично — точно уникальный) и очень интересная работа. Редкий человек такой популярности, как у Гришковца, будет относиться серьёзно к 26-летней «девушке из провинции».
— Но если он видит в ней единомышленника — почему бы и нет?
— Но это всё равно редко, особенно если учесть, что у нас сложилось полноправное сотрудничество. Может, потому, что Гришковец сам из провинции. Несмотря на то, что у многих выходцев, добившихся успеха в столице, появляется эдакий снобизм, у него этого нет совершенно.
— Можно сказать, что вам повезло?
— Да. Фактор везения в моём случае сработал. Ведь я в 18 лет попала в самую лучшую съёмочную команду в Иркутске. Юра Дорохин и Андрей Закаблуковский всё, что сами наработали (как ставить свет, выстраивать кадр, как вообще видеть и т.д.), передали мне уже готовым, многому меня научили. Большое везение такой опыт. А дальше всё зависело от меня, моей работоспособности, умения перенимать, развивать. Но изначально мне дали шанс. Что касается Гришковца — человек он серьёзный, и не стал бы ввязываться в авантюру с сомнительным исходом. Значит, и он в нас верит.
— А завистники у вас, такой молодой, красивой, талантливой и удачливой сценаристки и режиссёра из провинции, уже появились?
— К счастью, нет. Но я сама себе завидую. Я, поступив во ВГИК, очень долго не могла привыкнуть к тому, что нахожусь буквально бок о бок с Баталовым, Масленниковым. Странное ощущение — стоять в буфете в одной очереди с Марленом Хуциевым — с живой легендой мирового кинематографа. Актёрское мастерство преподаёт у нас Баталов, сценарное — Наталья Рязанцева. Прекрасный сценарист, один из лучших в России. «Чужие письма», «Долгие проводы» Киры Муратовой — это все её сценарии. Очень ценю возможность учиться у такого мастера. И когда находишься среди подобных людей, планка, которую ты ставишь для себя в творчестве, резко повышается. В Иркутске мне было очень понятно, что и как буду делать. Работала продюсером телекомпании, мы занимались съёмкой рекламы и документальных фильмов. А в Москве хочется превзойти себя. Пока сделано лишь полшага. Но, как мне кажется, в правильном направлении.
— Отдельная тема — иркутяне, которые добились успеха в «большом мире». Что срабатывает в случае, когда человек из глубинки добивается таких результатов, — талант? Упорство? Удача?
— Наверное, всё вместе. Провинциалы активнее, трудолюбивее. И уж если уехал человек из своего родного города именно по профессиональным причинам, значит, там он достиг максимума, потолка и есть желание расти дальше.
— Есть мнение, что Иркутск отторгает по настоящему талантливых людей — в провинции не любят выскочек. Вы почувствовали это на себе?
— Нет. Я уехала, потому что в Иркутске нет технической базы для кинопроизводства. Так уж сложилось исторически. Говорю не о документальном, а именно о художественном кино. Разово можно привезти всё в Иркутск. Так что, меня никто не отторгал. Я люблю Иркутск, у нас прекрасная команда, причём профессионально ничем не уступающая столичным, теперь я это точно могу сказать. Что в Москве лучше, опять же в контексте кино, так это то, что вокруг тебя постоянно снимается огромное количество фильмов.
И это стимулирует в работе, заставляет не успокаиваться, что-то делать, повышать планку.
Досье
Анна Матисон родилась 8 июля 1983 г. в Иркутске. Училась на Международном факультете ИГУ, сейчас студентка ВГИКа. Работала в телекомпании АИСТ — программным редактором, продюсером компании. С 2004 г. — режиссёр студии «REC.production».
В 2009 г. написала в соавторстве с Е.Гришковцом пьесу «Дом» (премьера состоялась 10 апреля в «Школе современной пьесы», реж. И .Райхельгауз); сделала документальный фильм «Музыкант» о Денисе Мацуеве, премьера которого пройдёт в Иркутске в сентябре.